Информационно аналитическая система мониторинга и контроля. Иформационно-аналитическая система (ИАС) мониторинга и контроля в сфере государственных и муниципальных закупок лекарственных препаратов

Информационно аналитическая система мониторинга и контроля. Иформационно-аналитическая система (ИАС) мониторинга и контроля в сфере государственных и муниципальных закупок лекарственных препаратов

Министерством здравоохранения совместно с государственной корпорацией «Ростех» разработана и внедрена в опытную эксплуатацию информационно-аналитическая система (ИАС) мониторинга и контроля в сфере государственных и муниципальных закупок лекарственных препаратов.

Для создания новой схемы управления закупками Минздравом разработан структурированный справочник-каталог лекарственных препаратов на основе государственных реестров, зарегистрированных лекарственных средств, и предельных отпускных цен. Совместно с заинтересованными федеральными органами проведена интеграция созданной информационно-аналитической системы с единой информационной системой в сфере закупок. Каталог лекарств встроен в систему закупок и даёт возможность вносить туда структурированную информацию, которая автоматизировано обрабатывается и передаётся уже системе мониторинга закупок. Это позволяет оперативно анализировать информацию на уровне планирования закупок и по результатам конкурсных процедур. Также система автоматизировано рассчитывает средневзвешенные рыночные цены на аналогичные закупки по международным непатентованным и торговым наименованиям лекарств и объективизирует все отклонения от них.

Для функционирования единой информационной системы в сфере закупок с момента начала тестовой эксплуатации ИАС Минздравом России совместно с заинтересованными ведомствами Российской Федерации ведется унификация сведений о международных непатентованных наименований лекарственных средств, форм и дозировок лекарственных препаратов в едином справочнике классификаторе лекарственных препаратов (ЕСКЛП), выработаны единые принципы ведения и передачи структурированных сведений из Государственного реестра лекарственных средств для медицинского применения (ГРЛС). При этом объем сведений, содержащийся в ГРЛС, закреплен нормативным актом - порядком ведения государственного реестра лекарственных средств для медицинского применения. Информация о том, что единый справочник классификатор носит разнородный характер, не соответствует действительности.

Таким образом, к моменту промышленной эксплуатации информационно-аналитической системы с 1 января 2018 года все государственные и муниципальные заказчики будут иметь возможность вносить информацию о контрактах на закупку лекарственных препаратов в структурированной форме с использованием унифицированного ЕСКЛП.

В настоящее время информационная аналитическая система работает в тестовом режиме. Она наполняется данными, при этом отрабатываются её технические параметры и процессы. В промышленную эксплуатацию система будет введена с 1 января 2018 года.

Более того, государством регулируются цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, что исключает возможность роста цен на них. Как показывает ежемесячный мониторинг Росздравнадзора - в ноябре 2017 года по отношению к октябрю 2017 года в среднем по России, розничные цены на ЖНВЛП амбулаторного сегмента снизились на 0,2%, закупочные (оптовые) цены снизились на 0,3%.

Таким образом, утверждение, о том, что внедрение ИАС может привести к росту цен на лекарства, не соответствует действительности и, вероятно, основана на неполном понимании существа проводимой работы, либо осознанном желании помешать созданию прозрачной закупочной среды и снижению цен на лекарства при государственных закупках.

Ключевые слова

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / / МОНИТОРИНГ / MONITORING / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL POTENTIAL / ОТЧЕТ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / REPORT ABOUT RESEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы - Дмитриев Г.И., Воронов Ю.В., Законников Е.А., Мейев В.А.

Рассматривается информационно-аналитическая система мониторинга научно-образовательного потенциала вузов и научных организаций Минобрнауки России. Структура системы содержит комплекс организационных мероприятий, нормативно-методического обеспечения и программных средств. Основой для сбора данных в системе мониторинга являются отчетные материалы научно-исследовательской деятельности вузов и научных организаций. Для подготовки и приема отчетных материалов разработаны специализированные программные средства. Эти средства сочетают в себе технологии подготовки и анализа отчетов в оффлайн-режиме и обеспечивают автоматизированный онлайн-обмен данными между участниками процесса подготовки и приема отчетов. Создана база данных и на ее основе подготавливаются информационно-аналитические материалы и статистические сборники о научном потенциале вузов и организаций. Приведены примеры анализа эффективности научной деятельности вузов по ряду показателей. Информационно-аналитическая система используется в подразделениях Минобрнауки России для анализа деятельности подведомственных учреждений и принятия управленческих решений

Похожие темы научных работ по наукам об образовании, автор научной работы - Дмитриев Г.И., Воронов Ю.В., Законников Е.А., Мейев В.А.

  • Управление профессионально-квалификационной структурой кадров высшей научной квалификации

    2015 / Гуртов Валерий Алексеевич, Насадкин Михаил Юрьевич, Щеголева Людмила Владимировна
  • Требования к построению системы для оценки результативности и потенциала научной деятельности на уровне организации

    2013 / Мартынчик Светлана Александровна, Глухова Екатерина Анатольевна, Галустова Лана Ренадьевна
  • Научно-исследовательская деятельность вузов культуры и искусств: опыт сопоставительного анализа

    2015 / Штолер Андрей Владимирович, Штолер Наталья Николаевна
  • 2010 / Никифоров А. А., Уткин Лев Владимирович
  • Методика формирования сети диссертационных советов в организациях, находящихся в ведении Минобрнауки России

    2016 / Пахомов Сергей Иванович, Дмитриев Герман Иванович, Гуртов Валерий Алексеевич, Щеголева Людмила Владимировна
  • Концепция формирования публичной отчетности вузов

    2015 / Булыга Роман Петрович
  • К вопросу о принципах и методики оценки эффективности использования научного потенциала негосударственного вуза

    2014 / Сычев Александр Владимирович
  • Опыт подготовки интегрированного отчета организацией российской системы высшего образования

    2018 / Боронина Э.С.
  • Формирование инновационной инфраструктуры - новый этап развития высшей школы

    2011 / Белаш О. Ю., Кутузов В. М., Рыжов Н. Г., Шестопалов М. Ю.
  • Информационная система мониторинга научно-технического потенциала региона

    2011 / Зеленин Андрей Сергеевич

Information and analytical system of monitoring of scientific and educational capacity of higher education institutions and scientific organizations of the Ministry of Education and Science of Russia

The information and analytical system of monitoring of scientific and educational capacity of higher education institutions and the scientific organizations of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation is considered. The structure of system contains a complex of organizational actions, standard and methodical providing and software. Basis for data collection in system of monitoring are reports on research activity of higher education institutions and the scientific organizations. Each report consists of four sections: the main data on higher education institution (organization), an analytical note, tabular forms with indicators of scientific potential and data on the most significant scientific and technical development. Specialized software are developed for preparation and reception of reports. These means combine technologies of preparation and the analysis of reports in the off-line mode and provide the automated online-data exchange between participants of process of preparation and reception of reports. The database is created and on its basis information and analytical materials and statistical collections about the scientific capacity of higher education institutions and organizations are prepared. Examples of the analysis of efficiency of scientific activities of higher education institutions for a number of indicators are given. The information and analytical system is used in division of the ministry.

Текст научной работы на тему «Информационно-аналитическая система мониторинга научно-образовательного потенциала вузов и научных организаций Минобрнауки России»

Информационно-аналитическая система мониторинга научно-образовательного потенциала вузов и научных организаций Минобрнауки России

Г. И. Дмитриев,

к. т. н., директор СевероЗападного научного методического центра СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

Ю. В. Воронов,

к. т. н., доцент кафедры автоматизированных систем обработки информации иуправления СПбГЭТУ «ЛЭТИ» [email protected]

Е. А. Законников,

к. т. н., доцент, ведущий научный сотрудник СевероЗападного научного методического центра СПбГЭТУ «ЛЭТИ» zea @mail.ru

В. А. Мейев,

к. т. н., с. н. с., ведущий научный сотрудник СевероЗападного научного методического центра СПбГЭТУ «ЛЭТИ» [email protected]

Рассматривается информационно-аналитическая система мониторинга научно-образовательного потенциала вузов и научных организаций Минобрнауки России. Структура системы содержит комплекс организационных мероприятий, нормативно-методического обеспечения и программных средств. Основой для сбора данных в системе мониторинга являются отчетные материалы научно-исследовательской деятельности вузов и научных организаций. Для подготовки и приема отчетных материалов разработаны специализированные программные средства. Эти средства сочетают в себе технологии подготовки и анализа отчетов в оффлайн-режиме и обеспечивают автоматизированный онлайн-обмен данными между участниками процесса подготовки и приема отчетов. Создана база данных и на ее основе подготавливаются информационно-аналитические материалы и статистические сборники о научном потенциале вузов и организаций. Приведены примеры анализа эффективности научной деятельности вузов по ряду показателей. Информационно-аналитическая система используется в подразделениях Минобрнауки России для анализа деятельности подведомственных учреждений и принятия управленческих решений.

Ключевые слова: информационно-аналитическая система, мониторинг, научно-образовательный потенциал, отчет о научно-исследовательской деятельности.

Информационно-аналитическая система мониторинга научно-образовательного потенциала вузов и научных организаций Минобрнауки России предназначена для автоматизированного сбора, обработки и представления данных о научно-исследовательской деятельности подведомственных организаций с использованием Интернет-технологий.

На рис. 1 представлена структура Информационно-аналитической системы мониторинга научно-образовательного потенциала вузов и научных организаций Минобрнауки России, содержащая комплекс организационных мероприятий, нормативно-методического обеспечения и программных средств .

Представление отчетных материалов происходит в режиме онлайн через сайт системы мониторинга.

Основой для сбора данных в системе мониторинга являются отчеты вузов и научных организаций о

Отчет вуза (научной организации) состоит из основных 4-х разделов:

1. Основные сведения о вузе, содержащие характеристику вуза (основные структурные подразделения, научные направления вуза, диссертационные советы и т. д.).

2. Аналитический отчет, содержащий сведения об основных научных (научно-образовательных) исследованиях и их результатах, о развитии НИРС и материальной базы, о патентной работе, организации НИД, инновационной деятельности и т. д.

3. Табличные формы с показателями научного потенциала вуза (организации).

4. Наиболее значимые научно-технические разработки, выполненные в отчетном году.

На рис. 2 представлена структура отчета вуза (организации).

Рис. 1. Структура Информационно-аналитической системы мониторинга научно-образовательного потенциала вузов и научных организаций Минобрнауки России

ОТЧЕТ ВУЗА (ОРГАНИЗАЦИИ) О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Титульный лист Содержание отчета

I Основные сведения о вузе (организации)

II Аналитическая записка

III Таблицы с показателями научного потенциала вуза (организации)

Финансирование и выполнение научных исследований и разработок Таблица Финансирование научных исследований и разработок

Таблица Финансирование научных исследований и разработок из средств министерств и ведомств Таблица Финансирование и выполнение научных исследований и разработок из средств Минобрнауки России Таблица Финансирование и выполнение научных исследований и разработок из средств фондов поддержки научной и научно-технической деятельности

Таблица Финансирование и выполнение научных исследований и разработок из средств бюджетов субъектов федерации, местного бюджета

Таблица Финансирование и выполнение научных исследований и разработок из средств российских хозяйствующих субъектов

Таблица Выполнение научных исследований и разработок, финансируемых из собственных средств и иных внебюджетных российских источников

Таблица Исследования и разработки, выполненные в рамках международного научного сотрудничества Таблица Участие в выполнении федеральных целевых программ, финансируемых из средств федерального

Таблица Выполнение научных исследований и разработок по областям знаний

Таблица Выполнение научных исследований и разработок по приоритетным направлениям развития науки, "ий и техники в Российской Федерации Таблица Участие вуза в программах по государственной поддержке ведущих российских вузов Кадровый состав

Таблица Численность работников вуза (организации)

Таблица Численность работников, докторантов и аспирантов, участвовавших в выполнении научных исследований и разработок

Таблица Численность работников вуза (организации) по возрастным группам

Таблица Численность работников высшей научной квалификации вуза (организации) по отраслям наук Подготовка кадров высшей научной квалификации и специалистов Таблица Подготовка кадров высшей научной квалификации

Таблица Численность студентов по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки вь профессионального образования

Таблица Организация научно-исследовательской деятельности студентов и их участие в научных исследованиях и разработках

Таблица Результативность научно-исследовательской деятельности студентов Материально-техническая база

Таблица Состояние материально-технической базы Результативность научных исследований

Таблица Результативность научных исследований и разработок Приложение Перечень российских внебюджетных фондов, финансировавших проведение вузом научных исследований и разработок

IV Сведения о наиболее значимых результатах научных исследований и разработок вуза (организации)

Рис. 2. Структура отчета вуза (организации)

Табличные формы с показателями структурированы по основным тематическим разделам, характеризующим НИД вуза (организации): финансирование и выполнение научных исследований, кадровый состав, подготовка кадров высшей квалификации, результативность научных исследований, материально-техническая база). Параметры группирования формируют первичные показатели по каждому тематическому разделу, которые сведены в табличные формы для заполнения вузом (организацией). На рис. 3 представлена структура разделов и таблиц показателей научно-образовательного потенциала вуза (организации).

Для приема отчетов вузов о НИД в режиме онлайн разработан специализированный сайт . Основу сайта составляют блок веб-страниц для организации отсылки, приема, проверки отчетов и формирования баз отчетов. Сайт реализован по технологии ASP.NET.

На рис. 4 представлены персональная страница вуза, отображающая состояние приема электронной и печатной форм отчета, и порядок индикации состояния процесса приема отчета на странице вуза.

На рис. 5 представлена обобщенная структура сайта и схема взаимодействия участников и пользователей

процесса подготовки, передачи, приема и хранения отчетных материалов.

На рис. 6 представлен алгоритм подготовки вузом отчета и приема отчетов о НИД в электронной и печатной форме.

Подготовленные вузами отчеты отправляются на сайт системы, где они регистрируются и проходят всестороннюю проверку на полноту заполнения, на синтаксическую и семантическую корректность данных с помощью специального программного комплекса.

Прием и проверка отчета вуза в электронной форме происходит по следующим этапам:

Получение и регистрация отчета;

Идентификация вуза (организации);

Полнота заполнения;

Корректность заполнения;

Сравнение основных показателей отчета по годам;

Сравнение с контрольными данными;

Формирование (при необходимости) замечаний к отчету и отправка их вузу через сайт;

Окончательный прием электронной формы отчета в базу;

Прием печатной копии отчета.

Рис. 3. Структура разделов показателей научно-образовательного потенциала вуза (организации)

Рис. 4. Персональная страница вуза, отображающая состояние приема электронной и печатной форм отчета, и порядок индикации состояния процесса приема отчета на странице вуза

Рис. 5. Обобщенная структура сайта и схема взаимодействия участников и пользователей процесса подготовки, передачи, приема и хранения отчетных материалов

Рис 6. Алгоритм подготовки вузом отчета и приема отчетов о научно-исследовательской деятельности

Для выявления ошибок в показателях отчетов вузов разработаны программные средства проверки отчетов вузов, основанные на сопоставлении данных отчетов по годам.

На рис. 7 представлен пример таблицы для визуального сравнения основных показателей отчета по годам.

Данные за предыдущие годы сопоставляются с данными текущего отчета, и при выявлении значительных изменений показателей в сравнении с предыдущим годом, проводится анализ природы показателя, и причин, по которым его значения изменились.

При наличии замечаний к отчету, они выставляются на страницу вуза на сайте. После исправления замечаний отчет повторно пересылается вузом на сайт. Процедура анализа отчета повторяется, в том числе анализируются изменения, которые сделаны вузом после отработки сделанных замечаний. На основе полученных отчетов вузов формируется годовая база данных. На рис. 8 показана таблица с показателями из базы данных.

На рис. 9 представлено оглавление табличных форм, которые доступны при анализе суммарных данных по группе отобранных отчетов.

В системе предусмотрена страница фильтрации, позволяющая, отбирать вузы данные которых нас инте-

ресуют. Отбор осуществляется по любым сочетаниям следующих групп:

По виду вуза (организации);

По профилю вуза (организации);

По субъектам федерации;

По федеральному округу.

После формирования базы принятых отчетов на сайте данные отчетов становятся доступными для использования с помощью подсистемы формирования запросов на получение данных из базы. База принятых отчетов доступна в онлайн-режиме по паролю входа. Подсистема формирования запросов из базы обеспечивает:

Выбор показателей отчетов за отчетный год;

Отбор отчетов путем фильтрации по различным параметрам группирования

Просмотр всех табличных форм каждого из отобранных отчетов;

Получение суммарных значений табличных форм по отобранной группе вузов (организаций);

Просмотр значений основных показателей научной деятельности по каждому из отобранных вузов (организаций).

На основе годовой базы данных оперативно (в первом квартале года, следующего за отчетным) подготавливаются информационно-аналитические материа-

Рис. 7. Таблица основных показателей отчета по годам Рис. 8. Таблица показателей вузов (организаций) за 2013 г.

База показателей вузов (организаций) о НИД

База принятых показателей отчетов доступна в on-line режиме по паролю входа. Подсистема формирования запросов из базы обеспечивает:

Выбор показателей отчетов за отчетный год;

Отбор показателей отчетов путем фильтрации по различным параметрам группирования;

Просмотр всех табличных форм каждого из отобранных отчетов;

Получение суммарных значений табличных форм по отобранной группе вузов (организаций);

Просмотр значений основных показателей НИД по каждому из отобранных вузов (организаций).

Представление результатов в электронной форме:

Выборки по запросам;

Статистические сборники в PDF формате;

Каталог «Научно - технические разработки» на DVD

Представление результатов в печатной форме: - статистические сборники (в целом по России, по федеральным округам, тематические сборники)

Оценка эффективности и результативности НИД вузов (организаций):

Рис. 9. Вид табличной формы для выбора показателей

Рис. 10. Представление результатов научно-исследовательской деятельности вузов (организаций)

лы и статистические сборники о научном потенциале вузов и научных организаций Минобрнауки России: итоговый сборник по России в целом, по федеральным округам и тематические сборники. На рис. 10 показана структура предоставления результатов сбора отчетов о НИД.

На рис. 11 показаны примеры распределения вузов по отдельным показателям от максимального значения.

На рис. 12 показано распределение вузов по объему финансирования из внебюджетных источников по группе вузов «национальные исследовательские университеты».

На рис. 13, 14 показаны примеры анализа эффективности научной деятельности вузов по абсолютным и относительным показателям.

На рис. 13 представлено распределение вузов по количеству монографий.

На рис. 14 показано распределение количества монографий на 100 научно-педагогических работников при сохранении порядка следования вузов, представленного на рис. 13.

Отличительной особенностью данной системы мониторинга от существующих (Росстат, ведомственные системы сбора и учета) является более полный и детализированный учет показателей о научно-образовательном потенциале и оперативность получе-

ния информации - сбор, обработка и представление итоговых данных осуществляется в I квартале года после отчетного.

В настоящее время создана база данных с 1994 по 2013 гг. с показателями вузов и научных организаций, позволяющая в автоматизированном режиме обрабатывать и представлять как обобщенную, так и отдельную информацию о научном и образовательном потенциале вузов и научных организаций Минобрнауки России.

Результатом являются ежегодное издание статистических и информационно-аналитических сборников о состоянии и развитии научного и образовательного потенциала высшей школы в целом и по отдельным направлениям деятельности, которые представляются в Департаменты Минобрнауки России, в вузы для анализа и подготовки предложений при принятии управленческих решений.

Автоматизированная система мониторинга и статистики научной, научно-технической и инновационной деятельности подведомственных учреждений и организаций обеспечивает:

Формирование и хранение единой базы данных образовательной и научной статистики с 1994 г. по настоящее время;

Разработку системы управления базой данных в рамках интрасети Министерства;

Рис. 12. Распределение вузов по объему финансирования Рис. 11. Распределение показателей вузов из внебюджетных источников по группе вузов

от максимальных значений «национальные исследовательские университеты»

Рис. 13. Распределение вузов по количеству монографий

Рис. 14. Распределение количества монографий на 100 научно-педагогических работников

Проведение анализа текущего состояния научного, научно-технического и инновационного потенциала вузовской науки и тенденций его развития, определение путей повышения эффективности его использования;

Обеспечение департаментов Министерства информационно-статистическими и информационно-аналитическими материалами по оценке научного и научно-технического потенциала вузовской науки, сформированных на основании анализа баз данных отчетов о НИД;

Проведение комплекса научно-исследовательских работ, связанных с сопровождением отраслевой информационно-статистической системы мониторинга научного, научно-технического и инновационного потенциала вузовской науки;

Получение в динамике оценок развития научного потенциала отдельных вузов и научных организаций, отдельных регионов, научного и образовательного потенциала высшей школы в целом, по видам и тематическим направлениям деятельности, выработку рекомендаций по поддержке принятия управленческих решений.

Разработанная система мониторинга научно-образовательного потенциала вузов и других организаций Минобрнауки России позволяет оперативно в автоматизированном режиме получать количественные и качественные характеристики развития научно-образовательного потенциала высшей школы и проводить анализ эффективности его использования для принятия управленческих решений.

Список использованных источников

Ю. В. Воронов, Г. И. Дмитриев, Е. А. Законников, В. А. Мейев. Программное обеспечение информационной системы мониторинга научного и образовательного потенциала учреждений Минобрнауки России с использованием Интернет-технологий//Изв. СПбГЭТУ «ЛЭТИ», № 10, 2010.

2. Ю. В. Воронов, Г. И. Дмитриев, Е. А. Законников, В. А. Мейев. Принципы реализации контента сайта системы сбора и обработки данных о научно-образовательной деятельности вузов// Изв. СПбГЭТУ «ЛЭТИ», № 10, 2011.

Information and analytical system of monitoring of scientific

and educational capacity of higher education institutions and scientific organizations of the Ministry of Education and Science of Russia

G. I. Dmitriev, PhD, Director, Northwest Scientific Methodological Center ETU.

Y. V. Voronov, PhD, Associate Professor, Department of automated information processing systems and managing of ETU.

E. A. Zakonnikov, PhD, Leading Researcher, Northwest Scientific Methodological Center ETU.

V. A. Meyev, PhD, Leading Researcher, Northwest Scientific Methodological Center ETU.

The information and analytical system of monitoring of scientific and educational capacity of higher education institutions and the scientific organizations of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation is considered. The structure of system contains a complex of organizational actions, standard and methodical providing and software. Basis for data collection in system of monitoring are reports on research activity of higher education institutions and the scientific organizations. Each report consists of four sections: the main data on higher education institution (organization), an analytical note, tabular forms with indicators of scientific potential and data on the most significant scientific and technical development. Specialized software are developed for preparation and reception of reports. These means combine technologies of preparation and the analysis of reports in the off-line mode and provide the automated online-data exchange between participants of process of preparation and reception of reports. The database is created and on its basis information and analytical materials and statistical collections about the scientific capacity of higher education institutions and organizations are prepared. Examples of the analysis of efficiency of scientific activities of higher education institutions for a number of indicators are given. The information and analytical system is used in division of the ministry.

Keywords: Information and analytical system, monitoring, scientific and educational potential, report about research activity.

Информационно-аналитическая система КПС «Мониторинг-Анализ» позволяет осуществлять контроль за процессом таможенного оформления в области номенклатуры, стоимости, веса оформляемых товаров, начисления таможенных платежей.

«Мониторинг-Анализ» реализует процесс интеграции для различных информационных источников (БД ГТД, БД ТП НСИ, БД ЕГРЮЛ, БД ЕГРН) и последующее использован накопленных (агрегированных) данных для формирования разных по форме отчетов и справок.

«Мониторинг-Анализ» выполняет следующие функции:

– обеспечение доступа к ЦБД ГТД, а также ЦБД таможенных приходных ордеров (ТПО);

– предоставление возможности создания и редактирования условий, ограничивающих выборку данных из ЦБД ГТД;

– наглядное отображение и вывод на печать информации отчетов;

– корректировку полученных отчетов в Microsoft Excel.

Информация о деятельности таможенных органов в области таможенного оформления ГТД в «Мониторинг-Анализ» представляется по разным критериям, в том числе:

– стоимости, весу и номенклатуре оформляемых товаров;

– начисленным платежам;

– стране происхождения и стране направления перемещаемых товаров;

– участникам таможенного оформления (таможенные органы, таможенные инспекторы, участники ВЭД);

– динамике процессов таможенного оформления.

«Мониторинг-Анализ» дает возможность получать как общие данные таможенного оформления товаров, так и детальную информацию по каждому из участников ВЭД, конкретному складу и таможенному инспектору.

Дополнительно «Мониторинг-Анализ» предоставляет возможность доступа (анализа и контроля) к процессам доставки товаров под таможенным контролем.

Мониторинг-Анализ» имеет ярко выраженную трехуровневую структуру. Пользователь (через Internet-проводник) посылает запрос на WWW-сервер. WWW-сервер передает запрос на СУБД ORACLE. СУБД обрабатывает запрос и возвращает WWW-серверу.

WWW-сервер в свою очередь преобразует полученные данные в HTML-страницу и возвращает результат пользователю. Поэтому все обновления программного обеспечения КПС «Мониторинг-Анализа» происходят на WWW-сервере и в СУБД ORACLE. Изменения в программном обеспечении соответственно становятся доступны пользователю.

– ЦБД ТПО – мониторинг процессов таможенного оформления ТПО по ЦБД ТПО;

– ЦБД ДКД – мониторинг процессов доставки товаров таможенным контролем (доступ к БД «Доставка-ЦБД»);

– Поиск в ЕГРН, ЕГРЮЛ - поиск информации о юридических лицах – участниках процессов таможенного оформления.

3. Общие сведения об ас адппр «Аналитика-2000

В базе данных ЕАИС ФТС России хранятся и обрабатываемые огромные объемы информации по различным аспектам таможенной деятельности, включая электронные копии грузовых таможенных деклараций (ГТД) и таможенных приходных ордеров (оформленных таможнями России, начиная с 1991 г.) Темпы роста объема БД в среднем составляют 600 тыс. записей в квартал (около 2,5 млн. в год). Этот массив данных содержит ценнейшую информацию о внешнеэкономической деятельности России.

Значительные объемы информации о внешнеэкономической деятельности России требуют наличия эффективных средств обработки для обеспечения процессов поддержки принятия решений по управлению таможенной деятельностью.

Первым шагом в создании полномасштабной системы поддержки принятия решений (СППР) корпоративного уровня стала обработка системы оперативного многомерного анализа данных электронных копий таможенных документов, которая обеспечивает новый уровень анализа данных и несопоставимые по сравнению статистическим анализом показателей производительности.

Системные целисоздания системы «Аналитика-2000»:

– сокращение времени и трудозатрат, необходимых для получения агрегированной информации;

– повышение производительности труда сотрудников ФТС;

– улучшение качества аналитических данных, выдаваемых по запросу вышестоящих организаций;

– предоставление возможности руководителям высшего и среднего звена, а также аналитикам ориентироваться в огромных объемах данных и выбирать информацию, необходимую для принятия решений;

– обеспечение графического представления данных.

Название документа:
Номер документа: 516-РП
Вид документа:
Принявший орган: Правительство Москвы
Статус: Действующий
Опубликован:
Дата принятия: 10 сентября 2012
Дата начала действия: 10 сентября 2012
Дата редакции: 21 декабря 2017

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

Об утверждении Положения об информационно-аналитической системе мониторинга комплексного развития города Москвы


Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Правительства Москвы от 26 июня 2013 года N 345-РП ;
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, спец. выпуск N 32, 28.10.2014);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 02.07.2015);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 09.12.2015);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 21.12.2017).
____________________________________________________________________

В целях повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти города Москвы по проведению анализа состояния экономики города Москвы, хода реализации государственных программ города Москвы и осуществления государственных закупок для обеспечения государственных нужд города Москвы, выполнения работ на объектах городского хозяйства, состояния социально-экономической ситуации в городе Москве, хода реализации мер социальной поддержки, численности и уровня оплаты труда работников органов исполнительной власти города Москвы и государственных учреждений города Москвы, мониторинга деятельности государственных учреждений города Москвы, достижения показателей эффективности деятельности Правительства Москвы, иных органов исполнительной власти города Москвы:
(Преамбула в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 22 октября 2014 года N 592-РП ; в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 8 декабря 2015 года N 711-РП .

1. Утвердить Положение об информационно-аналитической системе мониторинга комплексного развития города Москвы (приложение).

2. Установить, что собственником информационно-аналитической системы мониторинга комплексного развития города Москвы (далее - ИАС МКР) является город Москва.

3. Установить, что:

3.1. Департамент информационных технологий города Москвы:

3.1.1. Осуществляет от имени города Москвы правомочия собственника ИАС МКР.

3.1.2. Является оператором ИАС МКР.
(Пункт 3.1.2 в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 21 декабря 2017 года N 743-РП .

3.2. Департамент экономической политики и развития города Москвы является уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим деятельность по координации формирования и использования информации в ИАС МКР.
(Пункт 3 в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 22 октября 2014 года N 592-РП .

4. Пункт утратил силу - распоряжение Правительства Москвы от 26 июня 2013 года N 345-РП ..

5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Сергунину Н.А. и министра Правительства Москвы, руководителя Департамента информационных технологий города Москвы Ермолаева А.В.
распоряжением Правительства Москвы от 22 октября 2014 года N 592-РП .

Мэр Москвы
С.С.Собянин

Приложение. Положение об информационно-аналитической системе мониторинга комплексного развития города Москвы

Приложение
к распоряжению Правительства Москвы
от 10 сентября 2012 года N 516-РП
(В редакции, введенной в действие
распоряжением Правительства Москвы
от 22 октября 2014 года N 592-РП . -
См. предыдущую редакцию)

Положение об информационно-аналитической системе мониторинга комплексного развития города Москвы

1. Общие положения

1.1. Положение об информационно-аналитической системе мониторинга комплексного развития города Москвы (далее - Положение) определяет назначение и правила функционирования информационно-аналитической системы мониторинга комплексного развития города Москвы (далее - ИАС МКР), состав участников информационного взаимодействия с использованием ИАС МКР (далее участники информационного взаимодействия), их права и обязанности.

1.2. ИАС МКР представляет собой государственную информационную систему города Москвы, предназначенную для обеспечения процессов анализа состояния экономики города Москвы, хода реализации государственных программ города Москвы и осуществления государственных закупок для обеспечения государственных нужд города Москвы, выполнения работ на объектах городского хозяйства, состояния социально-экономической ситуации в городе Москве, хода реализации мер социальной поддержки, численности и уровня оплаты труда работников органов исполнительной власти города Москвы и государственных учреждений города Москвы, мониторинга деятельности государственных учреждений города Москвы, достижения показателей эффективности деятельности Правительства Москвы, иных органов исполнительной власти города Москвы.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 8 декабря 2015 года N 711-РП .

1.3. Основными задачами ИАС МКР являются:

1.3.1. Совершенствование процессов планирования, мониторинга и контроля за ходом выполнения работ на объектах жилищно-коммунального хозяйства, дорожного хозяйства, озелененных территориях и иных объектах городского хозяйства.

1.3.2. Осуществление мониторинга состояния социально-экономической ситуации в городе Москве.

1.3.3. Осуществление мониторинга деятельности государственных учреждений города Москвы.
(Пункт 1.3.3 в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 8 декабря 2015 года N 711-РП .

1.3.4. Осуществление мониторинга реализации государственных программ города Москвы.

1.3.5. Осуществление мониторинга реализации инвестиционных проектов на территории города Москвы.

1.3.6. Осуществление мониторинга и контроля достижения показателей эффективности деятельности Правительства Москвы, иных органов исполнительной власти города Москвы.

1.3.7. Повышение обоснованности и оперативности решений, принимаемых Правительством Москвы, иными органами исполнительной власти города Москвы.

1.3.8. Обеспечение процессов формирования прогноза социально-экономического развития города Москвы, сведений о численности и уровне оплаты труда работников органов исполнительной власти города Москвы и государственных учреждений города Москвы, сведений о реализации мер социальной поддержки, формирования и ведения адресных перечней работ на объектах городского хозяйства, ведения прогнозных и фактических значений натуральных показателей государственных программ города Москвы, планирования выполнения инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций, формирования показателей эффективности деятельности Правительства Москвы, иных органов исполнительной власти города Москвы.
(Пункт 1.3.8 в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 8 декабря 2015 года N 711-РП .

1.3.9. Осуществление мониторинга хода выполнения работ на объектах городского хозяйства, хода реализации адресной инвестиционной программы города Москвы, инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций, хода реализации мер социальной поддержки, мониторинга численности и уровня оплаты труда работников органов исполнительной власти города Москвы и государственных учреждений города Москвы; анализ прогнозных и фактических значений натуральных показателей и показателей финансового обеспечения реализации государственных программ города Москвы, достижения показателей эффективности деятельности Правительства Москвы, иных органов исполнительной власти города Москвы.
(Пункт 1.3.9 в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 8 декабря 2015 года N 711-РП .

1.3.10. Формирование данных о ходе выполнения работ на объектах городского хозяйства для публикации на официальных сайтах органов исполнительной власти города Москвы и в подсистеме Единой городской автоматизированной системы обеспечения поддержки деятельности Открытого правительства Москвы - портал "Наш город" (gorod.mos.ru) (далее - Портал).
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 369-РП .

1.3.11. Формирование отчетности, в том числе в форме презентационных материалов, для подготовки докладов о ходе выполнения и результатах выполнения работ на объектах городского хозяйства, о ходе реализации и результатах реализации адресной инвестиционной программы города Москвы, государственных программ города Москвы, инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций.
(Пункт 1.3.11 в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 8 декабря 2015 года N 711-РП .

1.3.12. Ведение ретроспективных данных об объектах городского хозяйства и выполняемых на них работах, объектах адресной инвестиционной программы города Москвы и выполняемых на них работах, объектах инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций и выполняемых на них работах, о натуральных показателях государственных программ города Москвы, показателях социально-экономического развития города Москвы, деятельности государственных учреждений города Москвы, численности и уровне оплаты труда работников органов исполнительной власти города Москвы и государственных учреждений города Москвы, о показателях эффективности деятельности управ районов города Москвы.
(Пункт 1.3.12 в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 8 декабря 2015 года N 711-РП .

1.4. Основными функциями ИАС МКР являются:

1.4.1. Сбор, обработка, хранение и поддержание в актуальном состоянии информации о состоянии экономики города Москвы, ходе реализации государственных программ города Москвы и осуществления государственных закупок для обеспечения государственных нужд города Москвы, выполнении работ на объектах городского хозяйства, состоянии социально-экономической ситуации в городе Москве, ходе реализации мер социальной поддержки, численности и уровне оплаты труда работников органов исполнительной власти города Москвы и государственных учреждений города Москвы, достижении показателей эффективности деятельности Правительства Москвы, иных органов исполнительной власти города Москвы.
(Пункт 1.4.1 в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 8 декабря 2015 года N 711-РП .

1.4.2. Обеспечение информационного взаимодействия ИАС МКР и иных информационных систем.

1.5. Сведения, составляющие государственную тайну, не подлежат обработке в ИАС МКР.

2. Участники информационного взаимодействия

2.1. Участниками информационного взаимодействия являются пользователи и поставщики информации в ИАС МКР, уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий деятельность по координации формирования и использования информации в ИАС МКР (далее - уполномоченный орган), оператор ИАС МКР.

2.2. Пользователи информации - органы исполнительной власти города Москвы и иные государственные органы, нуждающиеся в информации, содержащейся в ИАС МКР.

2.3. Поставщики информации - органы исполнительной власти города Москвы, государственные учреждения города Москвы, иные участники государственных программ города Москвы, государственные органы, располагающие информацией, необходимой для выполнения задач и функций ИАС МКР, и предоставляющие ее другим участникам информационного взаимодействия.

3. Права и обязанности участников информационного взаимодействия

3.1. Уполномоченный орган:

3.1.1. Разрабатывает и утверждает регламенты информационного взаимодействия участников информационного взаимодействия, включающие в том числе:

3.1.1.1. Порядок определения поставщиком информации лиц, ответственных за формирование информации в ИАС МКР.

3.1.1.2. Порядок формирования, хранения, использования и обработки информации в ИАС МКР.

3.1.1.3. Состав информации, размещаемой каждым поставщиком информации в ИАС МКР.

3.1.2. Осуществляет взаимодействие с пользователями и поставщиками информации при формировании информации в ИАС МКР.

3.1.3. Осуществляет контроль за соблюдением участниками информационного взаимодействия требований регламентов информационного взаимодействия участников информационного взаимодействия.

3.1.4. Определяет состав и содержание отраслевых справочников и классификаторов ИАС МКР.

3.1.5. Формирует предложения оператору ИАС МКР по развитию ИАС МКР.

3.1.6. Вправе проводить постоянный мониторинг действий участников информационного взаимодействия в ИАС МКР.

3.1.7. Вправе запрашивать у участников информационного взаимодействия пояснения к информации, размещенной ими в ИАС МКР.

3.1.8. Вправе совершать иные действия в целях реализации функций ИАС МКР, не противоречащие законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам города Москвы и иным правовым актам города Москвы.

3.1.9. Не несет ответственности за полноту и достоверность информации, внесенной в ИАС МКР поставщиками информации.

3.2. Отдельные функции уполномоченного органа могут быть переданы другому органу исполнительной власти города Москвы или организации по решению уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актам Российской Федерации, законами города Москвы и иными правовыми актами города Москвы.

3.3. Оператор ИАС МКР:

3.3.1. Утверждает по согласованию с уполномоченным органом Регламент предоставления доступа к ИАС МКР поставщикам и пользователям информации, включающий в том числе порядок организации взаимодействия ИАС МКР с иными информационными системами.

3.3.2. Обеспечивает функционирование ИАС МКР в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы и иными правовыми актами города Москвы.

3.3.3. Обеспечивает поддержание ИАС МКР в работоспособном состоянии, в том числе целостность и доступность для участников информационного взаимодействия информации, содержащейся в ИАС МКР.

3.3.4. Обеспечивает актуализацию отраслевых справочников и классификаторов ИАС МКР по предложениям уполномоченного органа.

3.3.5. В соответствии с Регламентом предоставления доступа к ИАС МКР поставщикам и пользователям информации обеспечивает учет и регистрацию в ИАС МКР участников информационного взаимодействия и предоставление им доступа к ИАС МКР.

3.3.6. Обеспечивает консультационную поддержку и обучение участников информационного взаимодействия по вопросам использования ИАС МКР в соответствии с эксплуатационной документацией по использованию ИАС МКР.

3.3.7. Обеспечивает взаимодействие с иными информационными системами в целях получения информации, необходимой для формирования информации в ИАС МКР.

3.3.8. Не несет ответственности за содержание и достоверность информации, размещенной в ИАС МКР поставщиками информации, а также за приостановление функционирования ИАС МКР по вине третьих лиц или вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

3.3.9. Обеспечивает развитие (модернизацию) ИАС МКР, в том числе по предложениям уполномоченного органа.
(Пункт 3.3.9 в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 21 декабря 2017 года N 743-РП .

3.3.10. Обеспечивает эксплуатацию ИАС МКР.
(Пункт 3.3.10 дополнительно включен распоряжением Правительства Москвы от 21 декабря 2017 года N 743-РП)

3.4. Отдельные функции оператора ИАС МКР, указанные в настоящем Положении, могут быть переданы иному органу исполнительной власти города Москвы или организации по решению оператора ИАС МКР в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актам Российской Федерации, законами города Москвы и иными правовыми актами города Москвы.

3.5. Поставщик информации:

3.5.1. Осуществляет размещение в ИАС МКР информации, формирование которой предусмотрено правовыми актами города Москвы, регламентами взаимодействия участников информационного взаимодействия, и ее актуализацию.

3.5.2. Соблюдает требования эксплуатационной документации по использованию ИАС МКР, регламентов информационного взаимодействия участников информационного взаимодействия, Регламента предоставления доступа к ИАС МКР поставщикам и пользователям информации.

3.5.3. Вправе вносить предложения уполномоченному органу о необходимых изменениях в целях оптимизации функций ИАС МКР.

3.5.4. Вправе получать сводную и аналитическую информацию о внесенной в ИАС МКР информации.

3.5.5. Обеспечивает достоверность и полноту предоставляемой в ИАС МКР информации.

3.5.6. Обеспечивает сохранность учетных данных пользователей, представленных оператором ИАС МКР для использования функциональных возможностей ИАС МКР, неразглашение указанных данных и недопущение использования функциональных возможностей ИАС МКР третьими лицами без согласования с уполномоченным органом.

3.6. Пользователь информации:

3.6.1. Соблюдает требования эксплуатационной документации по использованию ИАС МКР.

3.6.2. Вправе вносить предложения уполномоченному органу о необходимых изменениях в целях оптимизации функций ИАС МКР.

3.6.3. Вправе получать сводную и аналитическую информацию о внесенных в ИАС МКР сведениях.

3.6.4. Обеспечивает сохранность учетных данных пользователей информации, представленных оператором ИАС МКР для использования функциональных возможностей ИАС МКР, неразглашение указанных данных и недопущение использования функциональных возможностей ИАС МКР третьими лицами без согласования с уполномоченным органом.

4. Заключительные положения

Информационное взаимодействие между органами исполнительной власти города Москвы, физическими и юридическими лицами в целях обеспечения обмена информацией о ходе работ на объектах городского хозяйства, формирование указанной информации для публикации на официальных сайтах органов исполнительной власти города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и Портале осуществляется с использованием ИАС МКР.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Об утверждении Положения об информационно-аналитической системе мониторинга комплексного развития города Москвы (с изменениями на 21 декабря 2017 года)

Название документа: Об утверждении Положения об информационно-аналитической системе мониторинга комплексного развития города Москвы (с изменениями на 21 декабря 2017 года)
Номер документа: 516-РП
Вид документа: Распоряжение Правительства Москвы
Принявший орган: Правительство Москвы
Статус: Действующий
Опубликован: Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 53, 24.09.2012
Дата принятия: 10 сентября 2012
Дата начала действия: 10 сентября 2012
Дата редакции: 21 декабря 2017

Департамент экономической политики и развития города Москвы

Справка о заказчике

Департамент экономической политики и развития города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации экономической, инвестиционной, финансовой, тарифной, ценовой и налоговой политики, в области анализа и прогнозирования социально-экономического развития города, формированию городских и ведомственных программ, планированию городских государственных заказов на поставку товаров (работ, услуг) для государственных нужд.

Описание

Цель проекта

Для исключения децентрализованного ведения информации и приведения ее к унифицированному виду, а также для осуществления оперативного сбора, анализа и подготовки отчетной информации было принято решение о разработке информационно-аналитической системы мониторинга комплексного развития города Москвы.

Предпосылки создания информационной системы

Необходимость в автоматизации процессов мониторинга развития городской инфраструктуры города Москвы вызвана несколькими причинами. Одной из них стало отсутствие централизованного учета работ на объектах городского хозяйства, а также достаточного уровня детализации информации по выполняемым работам на объекте. Затруднительным было получение сведений по взаимосвязи конкретного вида работы на объекте городского хозяйства с источником ее финансирования. Разрозненное и разноформатное ведение сведений органами исполнительной власти Москвы о государственных программах не позволяло осуществлять централизованный и комплексный мониторинг их реализации. Более того, оценить эффективность деятельности Правительства Москвы в условиях отсутствия специализированной информационной системы также было невозможно.

Структура информационно-аналитической системы мониторинга комплексного развития города Москвы представлена следующими функциональными модулями:

Модуль сбора и актуализации данных позволяет собирать данные в разных форматах: посредством загрузки шаблонов, внесения данных по отдельным полям или по таблице в целом. Предусмотрено утверждение введенных данных. Особенностью модуля является интеграция сбора данных, при которой актуализация данных, доступных пользователям различных уровней происходит в режиме онлайн. При этом осуществляется интеграция с достаточным набором внешних информационных систем, что исключает необходимость повторного ввода данных и поддерживает концепцию единого информационного пространства.

Модуль аналитической обработки данных предусматривает построение регламентных и нерегламентных отчетов. При этом нерегламентные отчеты могут быть сформированы пользователем посредством использования нескольких инструментов (OLAP, создание показателей через набор фильтров). Преимущество модуля заключается также в возможности просмотра данных на любой момент времени. Дополнительно реализована функция перехода от сводной цифры аналитического отчета до первичных данных.

Модуль мониторинга за ходом реализации государственных программ города Москвы предназначен для сбора и актуализации данных по ходу достиженияпоказателей реализации государственных программ города Москвы от всех участников процесса реализации Программ.

АРМ Руководителя реализует возможность подготовки и предоставления отчетов в формате презентации с различными инструментами навигации, с большим набором графического отображения, выгрузкой в pdf-файлы отдельных слайдов и презентации в целом. Особенность АРМа руководителя состоит в том, что презентация охватывает большинство аналитических отчетов, и автоматически подгружает данные из всех отчетных форм.

Особенности проекта

  • Особенностью информационной системы является то, что ее функционал позволяет отслеживать достижение натуральных показателей в привязке к финансовым показателям на самом низком уровне (вплоть до конечного объекта городского хозяйства, бюджетной услуги и т.д.).
  • Для удобства пользователей информационная система интегрирована со многими автоматизированными информационными ресурсами заказчика, что позволяет проводить комплексный анализ по целому набору сфер деятельности.

Результаты внедрения системы

  • Благодаря внедрению системы удалось отказаться от сбора данных и подготовки отчетности в ручном режиме. Процессы сбора, актуализации данных и подготовки аналитической отчетности полностью автоматизированы.
  • Функциональные возможности системы позволяет получать аналитическую отчетность за любой период времени, в том числе за прошедшие годы.
  • Увеличилась скорость подготовки отчетности, а также ее актуальность – система позволяет формировать отчет по состоянию на текущую дату.
  • Использование системы позволило формализовать процессы расходования бюджетных средств и достижения показателей реализации в натуральном выражении.
  • Доступ к функциональным модулям системы возможен через сеть Интернет.