Алгоритмы для жизни: Простые способы принимать верные решения. Понятие алгоритма

Алгоритмы для жизни: Простые способы принимать верные решения. Понятие алгоритма
Алгоритмы для жизни: Простые способы принимать верные решения. Понятие алгоритма

Власов Илья, Козеева Дарья

Мы живем в большом потоке информации. Информация – постоянный спутник человека. Люди всегда стремились облегчить свой труд с помощью механизмов и машин. И такой машиной для работы с информацией стал компьютер. На уроках информатики мы узнали многое об информации, устройствах компьютера, технологиях работы с информацией (редактор текстов, электронная таблица, графический редактор), но больше всего нам понравилось изучение темы «Алгоритмы». Нас заинтересовало то, что в нашей повседневной жизни нас окружают алгоритмы, любой человек выполняет свои действия по порядку, не раздумывая, правильно ли он поступает.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

"Школа № 777 имени Героя Советского Союза Е.В. Михайлова"

Школьный конкурс проектно-исследовательских работ

«День науки-2017»

Алгоритмы в нашей жизни

Выполнили:

учащиеся 6 «Д» класса

Власов Илья,

Козеева Дарья

Руководитель:

Стулина Г.А., учитель информатики

Москва, 2017 г.

  1. Введение ………………………………………………………………………… 3
  2. Что такое алгоритм ………………………………………………………………4
  3. Алгоритмы в нашей жизни ……………………………………………………...5
  1. Алгоритмы в художественных произведениях ………………………...8
  2. Алгоритмы в кулинарных рецептах …………………………………….9
  3. Алгоритмы школьной жизни ……………………………………………9
  4. Алгоритмы окружающего нас мира…………………………………….10
  5. Алгоритмы в пословицах и поговорках ………………………………..10
  6. Алгоритмы в песнях ……………………………………………………..11
  1. Заключение ……………………………………………………………………….12
  2. Список литературы……………………………………………………………….13
  1. Введение

Мы живем в большом потоке информации. Информация – постоянный спутник человека. Люди всегда стремились облегчить свой труд с помощью механизмов и машин. И такой машиной для работы с информацией стал компьютер. На уроках информатики мы узнали многое об информации, устройствах компьютера, технологиях работы с информацией (редактор текстов, электронная таблица, графический редактор), но больше всего нам понравилось изучение темы «Алгоритмы». Нас заинтересовало то, что в нашей повседневной жизни нас окружают алгоритмы, любой человек выполняет свои действия по порядку, не раздумывая, правильно ли он поступает.

Цель исследования:

  1. Составить классификацию алгоритмов в окружающем информационном пространстве для развития логического и алгоритмического мышления.
  2. Проанализировать понятие алгоритма, определить встречаются ли алгоритмы в повседневной жизни, сделать выводы о том, можно ли свою жизнь представить в виде последовательности определенных действий.

Задачи исследования:

  1. Познакомиться с понятием «Алгоритм».
  2. Составить классификацию алгоритмов.
  3. Выделить алгоритмы из окружающего информационного пространства.
  4. Применять классификацию алгоритмов при изучении информатики.

Предмет исследования:

Алгоритмизация в информатике - как способ классификации алгоритмов окружающего мира.

Объект исследования:

Алгоритмизация - как способ развития логического мышления.

  1. Что такое алгоритм

Термин «алгоритм» произошёл от имени великого математика Мухаммеда аль-Хорезми по-латыни algorithmus). Мухаммед аль-Хорезми ещё в IX веке разработал правила выполнения четырёх действий арифметики.

Алгоритм - набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения некоторого результата. Алгоритмы имеют свойства, форму представления, а так же структуру.

Разработчиком алгоритмов является человек. Исполняют алгоритмы люди и всевозможные технические устройства.

Исполнитель – это некоторый объект (человек, животное, техническое устройство), способный выполнять определенный набор команд. Команды, которые может выполнить конкретный исполнитель, образуют систему команд исполнителя (СКИ).

Исполнители делятся на формальные и неформальные.

В роли неформального исполнителя чаще всего выступает человек. Неформальный исполнитель сам отвечает за свои действия.

В роли формального исполнителя чаще всего выступает техническое устройство .

Формальный исполнитель одну и ту же команду всегда выполняет одинаково. Для каждого формального исполнителя можно указать:

  • круг решаемых задач;
  • среду;
  • систему команд;
  • систему отказов;
  • режимы работы.

Формы записи алгоритмов – словесная и графическая.

Алгоритмы, исполнителем которых является человек, удобно записывать в словесной форме, в табличной форме, в виде блок-схем.

Для обозначения шагов в блок-схеме используются фигуры (овал, параллелограмм, ромб, прямоугольник и другие).

Алгоритм, записанный на языке, понятном исполнителю, называется программой.

Алгоритмы делятся на 3 типа:

  • линейные;
  • ветвление;
  • циклические.

Линейным называется алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их записи.

Ветвлением называется алгоритм, при котором в зависимости от выполнения некоторого условия совершается одна или другая последовательность команд.

Циклическим называется алгоритм, в котором повторяется выполнение одной и той же последовательности команд.

Свойства алгоритма:

  • Дискретность - алгоритм должен представлять процесс решения задачи как последовательное выполнение некоторых простых шагов.
  • Детерминированность. В каждый момент времени следующий шаг работы однозначно определяется состоянием системы. Таким образом, алгоритм выдаёт один и тот же результат для одних и тех же исходных данных.
  • Понятность - алгоритм должен включать только те команды, которые доступны исполнителю и входят в его систему команд.
  • Массовость. Алгоритм должен быть применим к разным наборам исходных данных.
  • Результативность - завершение алгоритма определёнными результатами
  1. Алгоритмы в нашей жизни

Любой человек ежедневно встречается с множеством задач: от самых простых и хорошо известных до очень сложных. Для многих задач существуют определенные правила (инструкции, предписания), объясняющие исполнителю, как решать данную задачу. Эти правила человек может изучить заранее или сформулировать сам в процессе решения задачи. Чем точнее и понятнее будут описаны правила решения задач, тем быстрее человек овладеет ими и будет эффективнее их применять.

Решение многих задач человек может передавать техническим устройствам - автоматам, роботам, компьютерам. Применение таких технических устройств предъявляет очень строгие требования к точности описания правил и последовательности выполнения действий. Поэтому разрабатываются специальные языки для четкого и строгого описания различных правил. Это одна из задач информатики.

Каждый из нас ежедневно использует различные алгоритмы: инструкции, правила, рецепты и т. п. Обычно мы это делаем не задумываясь. Например, открывая дверь ключом, никто не размышляет над тем, в какой последовательности выполнять действия. Однако, чтобы кого – нибудь (скажем, младшего брата) научить открывать дверь, придется четко указать и сами действия, и порядок их выполнения. Например, так:

  • Достать ключ.
  • Вынуть ключ.

А теперь представьте себе, что вас пригласили в гости. Наверняка вы попросите подробно и точно объяснить, как добраться. Вот как может выглядеть объяснение:

  • Выйти из дома.
  • Повернуть направо.
  • Пройти 2 квартала до автобусной остановки..
  • Сесть в автобус № 25, идущий к центру города.
  • Проехать 3 остановки.
  • Выйти из автобуса.

Посмотрим на эти алгоритмы. На первый взгляд, между ними нет ничего общего. Одно дело – открывать дверь, другое – ехать в гости. Однако если приглядеться внимательно, можно заметить существенное сходство между ними. Прежде всего, это строгий порядок выполнения действий. Давайте переставим в первом алгоритме второе и третье действия:

  • Достать ключ.
  • Повернуть ключ 2 раза против часовой стрелки.
  • Вставить ключ в замочную скважину.
  • Вынуть ключ.

Вы, конечно, сможете выполнить и этот алгоритм. Но дверь вряд ли откроется. А что произойдет, если поменять местами четвертое и пятое действия во втором алгоритме? Он станет невыполнимым! Итак, мы убедились, что для алгоритма важен не только набор действий, но и то, как они организованы, т. е. в каком порядке выполняются.

Мы можем теперь сказать, что алгоритмы - это строго определенная последовательность действий . Существует очень много определений понятия алгоритм. И надо подчеркнуть, что в информатике это понятие является основным. Таким же, какими являются понятия точки, прямой и плоскости в геометрии, пространства и времени в физике, вещества в химии. Поэтому мы не сможем дать полное определение алгоритма, а будем уточнять смысл этого понятия на примерах.

Алгоритмы принято записывать с помощью служебных слов, т.е. имеется алгоритмический язык, алфавит:

алг (алгоритм) название

арг (аргументы)

рез (результаты)

нач (начало)

Команды

кон (конец)

Легко и просто было бы жить (даже неинтересно), если бы удалось раз и навсегда расписать, какие поступки и в какой последовательности совершать. На самом деле нам приходится принимать решения в зависимости от создавшейся ситуации. Если идет дождь, то мы надеваем плащ. Если жарко, то идем купаться. Иногда встречаются и более сложные положения, когда надо сделать выбор. В таких случаях говорят, что алгоритм содержит составную команду или ветвление. Команда ветвления записывается следующим образом:

если условие

то серия 1

иначе серия 2

все

В своей практической деятельности мы постоянно встречаемся с задачами, для решения которых требуется многократно повторять одни и те же действия. Именно для этого применяется составная команда повторения (цикл). Команда повторения записывается так:

пока условие

нц

Серия

кц

На уроках информатики мы составляли очень много алгоритмов из жизни, учебных предметов, сказок и т.д. Но нас заинтересовало то, а можно ли алгоритмы каким - то образом классифицировать, т. е. составить модель классификации алгоритмов. Мы пришли к следующей классификации:

3.1 Алгоритмы в художественных произведениях

Сказка «Гуси-лебеди»

если съешь ржаного пирожка

то спрячу

иначе не спрячу

все

«Горячий камень», А.П. Гайдар:

если кто снесет этот камень на гору и там разобьет на части

то тот вернет свою молодость и начнет жить сначала

все

Если внимательно прочитать любую сказку, то можно сделать вывод, что все сказки строятся по тому, или иному типу алгоритма. Чаще всего алгоритмы можно применить в эпизодам сказок. В результате в одной сказке мы встретим различные типы алгоритмов.

Например, в сказке «Теремок» пока приходят сказочные персонажи – циклический алгоритм. Затем пришел медведь, и теремок развалился, - разветвляющийся алгоритм.

В сказке «Гуси – лебеди» эпизоды с яблоней, печкой, рекой очень похожи друг на друга и реализованы по разветвляющемуся алгоритму: выполнит девочка просьбу или нет. Эпизоды сказки повторяются. Можно смело утверждать, что это в целом циклический алгоритм. Финал сказки вновь ветвление. Если все просьбы выполнены – благополучный исход, если не выполнены – печальный.

Мы анализировали следующие сказки:

  • Колобок.
  • Курочка Ряба.
  • Конек Горбунок.
  • Сказка о рыбаке и рыбке.
  • Иван Меньшой – разум большой.

И этот перечень может быть продолжен.

3.2 Алгоритмы в кулинарных рецептах

Любой кулинарный рецепт – это алгоритм. Как приготовить определенное блюдо (что ) из определенных продуктов (из чего )? Аналогия полная. Имя алгоритма – это название производимого продукта. Мы изучили, как мама варит варенье, и составили алгоритм:

алг мармелад из черной смородины

нач

Ягоды черной смородины размять

Разварить в кастрюле

Горячую массу протереть через сито

Уварить до готовности

кон

У наших мам и бабушек много кулинарных рецептов по выпечке, по консервированию и приготовлению различных блюд:

  • пирог из свежей капусты,
  • фаршированная рыба с жареным луком,
  • салат фруктовый с грецкими орехами,
  • говядина тушеная с грибами,
  • торт «Муравейник» и т.д.

3.3 Алгоритмы школьной жизни

Всю нашу школьную жизнь тоже можно представить в виде алгоритмов, в которых определены цели и указаны последовательности, приводящие к достижению цели. Например: задача «Как написать сочинение, изложение, диктант». Алгоритм решения такой задачи может быть следующим:

  1. Повтори правила.
  2. Внимательно слушай объяснения (пояснения) учителя.
  3. Аккуратно и внимательно работай над заданием.
  4. Не отвлекайся.
  5. После выполнения проверь свою работ.
  6. Если все пункты предложенного алгоритма выполнены, оценка за работу будет «5», или «4». Если предложенный алгоритм будет нарушен, оценка за работу будет «2», или «3».

К алгоритмам школьной жизни можно отнести:

  • Расписание уроков.
  • График подачи звонков.
  • Расписание кружков.
  • График экзаменов, консультаций и т.д.
  • Как писать сочинение, изложение, диктант.
  • Как решать задачи по химии, математике, физике.
  • Как сделать перевод по английскому языку.
  • Как выучить стихотворение и т.д.

3.4 Алгоритмы окружающего мира

Мы смело можем утверждать, что вся жизнь человека протекает по алгоритмам, заданными природой, или самими людьми. Просто выполняя те, или иные действия мы не задумываемся алгоритм, или не алгоритм. Все наши действия имеют цель и последовательность действий для достижения этой цели.

Каждый шофёр и пешеход должны знать правила дорожного движения

Собираясь сшить одежду, вы сначала постараетесь найти выкройку и описание к ней в журнале или Интернете. Хорошие урожаи будут получаться из года в год, если при обработке земли будут соблюдаться определенные правила.

Приведем примеры жизненный задач, который будут выполняться по алгоритму.

  • Как топить баню.
  • Режим дня.
  • Помощь родителям по хозяйству (пропылесосить квартиру, сходить за хлебом в магазин и т.д.).
  • Прополка грядки, огорода и многое другое.

3.5 Алгоритмы в пословицах и поговорках

Народная мудрость, мудрость тысячелетий дошла до нас в виде пословиц и поговорок. И все они построены, сконструированы по алгоритму. Например:

пока греет солнышко

нц

Готовь сено

кц

если мало звезд на небе

то к ненастью

все

Итак, любую пословицу можно оформить в виде алгоритма. Приведем примеры:

  • Семь раз отмерь, один раз отрежь (циклический алгоритм).
  • Не сиди сложа руки, не будет скуки (разветвляющийся алгоритм).
  • Тише едешь – дальше будешь (разветвляющийся алгоритм).
  • Поели, попили, пора и честь знать (циклический алгоритм).
  • Яблоко от яблони недалеко падает (линейный алгоритм).

3.6 Алгоритмы в песнях

Песня – это разновидность творчества, соединяющая в себе музыку и поэзию. Песня обычно состоит из куплетов и припева, который повторяется после каждого куплета. Самым старым видом песни является народная песня, которая присутствует в каждой культуре. В каждой песне есть сюжет, повествование.

Песни, так же как сказки, пословицы, поговорки можно представить в виде алгоритмической конструкции.
Песня «Если с другом вышел в путь»

если с другом вышел в путь

то веселей дорога

все

Песня из фильма-сказки «Золотой ключик»

пока живы жадины вокруг

нц

Удачи мы не выпустим из рук

кц

Приведем примеры песен с указанием алгоритмических конструкций:

  • Катюша – линейный алгоритм.
  • Кабы не было зимы в городах и селах – разветвляющийся алгоритм.
  • Голубой вагон – линейный алгоритм
  • Антошка – циклический и разветвляющийся алгоритм
  1. Заключение

Это неполный перечень алгоритмов, которые мы смогли увидеть, заметить и провести некоторую классификацию. В будущем мы хотим продолжить это исследование, обогатив свои знания на уроках информатики и используя информацию из повседневной жизни.

Мы думаем, что алгоритмы еще можно классифицировать по каждому предмету, по каждому классу.

Нам стало интересно: как смотрят на тему «Алгоритмы» одноклассники и провели небольшой опрос. На вопросы отвечали 15 учеников.

Вопросы

Ответы учащихся

да

нет

не знаю

Понравилось ли вам изучать тему «Алгоритмы»

Выполняешь ли ты алгоритм «Режим дня» ежедневно

Нравится ли тебе составлять алгоритмы?

Итак, нашим одноклассникам тоже нравится тема «Алгоритмы», к сожалению, не все охотно выполняют их, т. е даже режим дня.

  1. Литература
  1. Дворчик Ш. Мышка Программышка в стране информатике, – М.: Радио и связь, 1990, - 127 с.
  2. Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Информатика. – М.: Дрофа, 1998, - 237 с.
  3. Симонович С., Евсеев Г. Практическая информатика. – М.: АСТ Пресс, 2000, - 480 с.
  4. Симонович С., Евсеев Г. Специальная информатика. – М.: АСТ Пресс, 2000, - 450 с.
  5. Симонович С., Компьютер в вашей школе. – М.: АСТ Пресс, 2001, - 335 с.
  6. http://beautiful-all.narod.ru/
  7. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. ФГОС. 6 класс. – Москва. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015, 2014 с. Слайд 2

    Задачи исследования: Познакомиться с понятием «Алгоритм». Составить классификацию алгоритмов. Выделить алгоритмы из окружающего информационного пространства. Применять классификацию алгоритмов при изучении информатики.

    Цель исследования: С оставить классификацию алгоритмов в окружающем информационном пространстве для развития логического и алгоритмического мышления. Проанализировать понятие алгоритма, определить встречаются ли алгоритмы в повседневной жизни, сделать выводы о том, можно ли свою жизнь представить в виде последовательности определенных действий.

    Объект исследования: Алгоритмизация - как способ развития логического мышления. Предмет исследования: Алгоритмизация в информатике - как способ классификации алгоритмов окружающего мира.

    Немного о происхождении Термин «алгоритм» произошёл от имени великого математика Мухаммеда аль-Хорезми по-латыни algorithmus). Мухаммед аль-Хорезми ещё в IX веке разработал правила выполнения четырёх действий арифметики.

    Алгоритм - понятное и точное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение указанной цели или на решение поставленной задачи

    Исполнитель алгоритма - это техническая, биологическая или биотехническая система, способная выполнить действия, предписываемые алгоритмом.

    Способы записи алгоритмов словесный графический

    Алгоритмы бывают трех типов: Виды алгоритмов линейные разветвленные циклические

    Линейный алгоритм Соберись в школу Начало Конец Встань Умойся Сделай зарядку Оденься Позавтракай Собери портфель

    Начало Конец Зайти в магазин Дать деньги Взять мороженое Выйти из магазина Есть мороженое? нет да “ Купить мороженое ” Ветвление

    Циклический алгоритм Забросить крючок в воду Начало Конец Наступила ночь? нет да Насадить наживку Ждать пока клюнет Снять рыбу с крючка Положить рыбу в ведро «Налови Рыбу»

    АЛГОРИТМЫ В ЖИЗНИ Мы постоянно сталкиваемся с понятиями алгоритмов в различных сферах деятельности человека. В кулинарных книгах собраны рецепты приготовления разных блюд. Любой прибор, купленный в магазине, снабжается инструкцией по его использованию.

    Собираясь сшить платье, вы сначала постараетесь найти в модном журнале выкройку и описание к ней. Каждый шофер должен знать правила дорожного движения. Хорошие урожаи будут получаться из года в год, если при обработке земли будут соблюдаться определенные правила. АЛГОРИТМЫ В ЖИЗНИ

    Алгоритм « Мармелад из чёрной смородины» НАЧАЛО Ягоды чёрной смородины размять Разварить в кастрюле Горячую массу протереть через сито Уварить до готовности КОНЕЦ НАЧАЛО Ягоды чёрной смородины размять. Разварить в кастрюле. Горячую массу протереть через сито. Уварить до готовности. КОНЕЦ Алгоритмы в кулинарии

    Песня «Если с другом вышел в путь» Если с другом вышел в путь То веселей дорога Все Песня из фильма «Золотой ключик» Пока Если живы жадины вокруг то удачу мы не выпустим из рук всё Алгоритмы в песнях

    Алгоритмы в русских народных сказках

    начало Встретился сказочный объект Девочка просит сказочный Объект спрятать ее и брата Выполнишь просьбу? Спрячу Не спрячу Гуси-лебеди не найдут Дети бегут дальше Добежали до дома? конец Гуси-лебеди догонят Сказка закончилась несчастливо Сказка закончилась счастливо ДА НЕТ ДА НЕТ Дети убежали от Бабы-Яги Гуси - лебеди

    Алгоритмы в сказках «Теремок»

    Выводы Это неполный перечень алгоритмов, которые мы смогли увидеть, заметить и провести некоторую классификацию. В будущем мы хотим продолжить это исследование, обогатив свои знания на уроках информатики и используя информацию из повседневной жизни. Мы думаем, что алгоритмы еще можно классифицировать по каждому предмету, по каждому классу. Нам стало интересно: как смотрят на тему «Алгоритмы» одноклассники и провели небольшой опрос.

    Общественный опрос %

    Литература Дворчик Ш. Мышка Программышка в стране информатике, – М.: Радио и связь, 1990, - 127 с. Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Информатика. – М.: Дрофа, 1998, - 237 с. Симонович С., Евсеев Г. Практическая информатика. – М.: АСТ Пресс, 2000, - 480 с. Симонович С., Евсеев Г. Специальная информатика. – М.: АСТ Пресс, 2000, - 450 с. Симонович С., Компьютер в вашей школе. – М.: АСТ Пресс, 2001, - 335 с. Художественные произведения, пословицы. http://beautiful-all.narod.ru/ Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. ФГОС. 6 класс. – Москва. БИНОМ. Лабора-тория знаний, 2015, 2014 с.

Белослудцева Ирина

Актуальность

Мы изучаем информатику со 2 класса. На уроках этого предмета мы узнали многое об информации, устройствах компьютера, алгоритмах. Заинтересовало то, что в нашей повседневной жизни нас окружают алгоритмы, любой человек выполняет свои действия по порядку, раздумывая, правильно ли он поступает.

Исходя из актуальности данной проблемы, я выбрала для исследования тему «Алгоритмы в нашей жизни: новый взгляд на известные вещи» и определили цели и задачи работы.

Проблема: недавно я заметила на упаковке чая алгоритм и задумалась, а что- же это вообще такое и для чего они нужны?

Объект исследования – алгоритмы

Предмет исследования – алгоритмы на упаковках и других вещах.

Цель работы: узнать, что такое алгоритм и для чего и где они используются.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач :

1. Узнать, что понимают под алгоритмом.

2. Какие бывают алгоритмы.

3. Для чего нужны алгоритмы.

4. Где встречаются алгоритмы в реальной жизни?

Гипотеза: предположим, что алгоритмы нужны для удобства и комфортабельности в жизни.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МБОУ «Кезская СОШ №1»

IV школьная научно-практическая конференция учащихся

«Искать, исследовать, открывать…»

Исследовательская работа по информатике:

«Алгоритмы в нашей жизни»

Исследовательскую работу выполнила

ученица 5а класса

Белослудцева Ирина

Руководитель:

учитель математики и информатики

Ветошкина Наталья Владимировна

Кез, 2014 г.

Введение стр. 3

1. Историческая справка стр. 4

2.Виды алгоритмов стр. 5

3. Способы записи алгоритмов стр. 5

4. Линейный алгоритм стр. 6

5. Разветвляющийся алгоритм стр. 7

6. Циклический алгоритм стр. 8

8. Алгоритмы в повседневной жизни стр. 9

9. Заключение стр. 14

Введение

Актуальность

Мы изучаем информатику со 2 класса. На уроках этого предмета мы узнали многое об информации, устройствах компьютера, алгоритмах. Заинтересовало то, что в нашей повседневной жизни нас окружают алгоритмы, любой человек выполняет свои действия по порядку, раздумывая, правильно ли он поступает.

Исходя из актуальности данной проблемы, я выбрала для исследования тему «Алгоритмы в нашей жизни: новый взгляд на известные вещи» и определили цели и задачи работы.

Проблема: недавно я заметила на упаковке чая алгоритм и задумалась, а что- же это вообще такое и для чего они нужны?

Объект исследования – алгоритмы

Предмет исследования – алгоритмы на упаковках и других вещах.

Цель работы: узнать, что такое алгоритм и для чего и где они используются.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач :

1. Узнать, что понимают под алгоритмом.

2. Какие бывают алгоритмы.

3. Для чего нужны алгоритмы.

4. Где встречаются алгоритмы в реальной жизни?

Гипотеза: предположим, что алгоритмы нужны для удобства и комфортабельности в жизни.

Историческая справка

Алгори́тм - набор инструкций , описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное число действий.

Частичная формализация понятия алгоритма началась с попыток решения проблемы разрешения (нем. Entscheidungsproblem ), которую сформулировал Давид Гильберт в 1928 году . Следующие этапы формализации были необходимы для определения эффективных вычислений или «эффективного метода» ; среди таких формализаций - рекурсивные функции Геделя - Эрбрана - Клини , и гг., λ-исчисление Алонзо Чёрча г., « Формулировка 1 » Эмиля Поста 1936 года и машина Тьюринга . В методологии алгоритм является базисным понятием и получает качественно новое понятие как оптимальности по мере приближения к прогнозируемому абсолюту. В современном мире алгоритм в формализованном выражении составляет основу образования на примерах, по подобию.

Современное формальное определение алгоритма было дано в 30-50-е годы XX века в работах Тьюринга , Поста , Чёрча (тезис Чёрча - Тьюринга ), Н. Винера , А. А. Маркова .

Само слово «алгоритм» происходит от имени хорезмского учёного Абу Абдуллах Мухаммеда ибн Муса аль-Хорезми (алгоритм - аль-Хорезми). Около 825 года он написал сочинение, в котором впервые дал описание придуманной в Индии позиционной десятичной системы счисления. К сожалению, персидский оригинал книги не сохранился. Аль-Хорезми сформулировал правила вычислений в новой системе и, вероятно, впервые использовал цифру 0 для обозначения пропущенной позиции в записи числа (её индийское название арабы перевели как as-sifr или просто sifr , отсюда такие слова, как «цифра» и «шифр»). Приблизительно в это же время индийские цифры начали применять и другие арабские учёные. В первой половине XII века книга аль-Хорезми в латинском переводе проникла в Европу. Переводчик, имя которого до нас не дошло, дал ей название Algoritmi de numero Indorum («Алгоритмы о счёте индийском»). По-арабски же книга именовалась Китаб аль-джебр валь-мукабала («Книга о сложении и вычитании»). Из оригинального названия книги происходит слово Алгебра (алгебра - аль-джебр - восполнение).

Таким образом, мы видим, что латинизированное имя среднеазиатского учёного было вынесено в заглавие книги, и сегодня считается, что слово «алгоритм» попало в европейские языки именно благодаря этому сочинению. Однако вопрос о его смысле длительн ое время вызывал сомнения.

Виды алгоритмов:

Алгоритмы бывают:

  1. Линейными;
  2. Разветвляющимися;
  3. Циклическими.

Способы записи алгоритмов

Существует 2 вида записи алгоритмов: словесный и графический.

Графический способ записи алгоритма

Блок начала и конца.

Блок ввода данных и результата.

Блок проверки условия.

Блок команды.

Совокупность математических фигур образует блок - схему алгоритма.

Линейный алгоритм или следование – это тип алгоритма, в котором последовательность действий не меняется в его процессе выполнения.

Примеры линейных алгоритмов:

  • Оператору по телефону, либо через интернет поступает заказ.
  • Получив заказ, оператор оформляет его и передает в цех по выпечке.
  • Пицца готовится и упаковывается.
  • Когда выпечка окончена, мастер цеха сообщает оператору о готовности заказа.
  • Оператор ставит заказ в очередь на доставку.
  • Свободный развозчик пиццы получает заказ и доставляет его по указанному в заказе адресу.
  • Заказчик получает свой заказ, расписывается о получении и оплачивает.

Напишем алгоритм в форме блок-схемы для решения линейного уравнения: 5х – 2 = 0.

Корень линейного уравнения вычисляется х = -2/5.

Алгоритм посадки дерева:

1) выкопать в земле ямку;
2) опустить в ямку саженец;
3) засыпать ямку с саженцем землей;
4) полить саженец водой.

Алгоритм отправки письма

Начало

Возми письмо, конверт и марку.

Наклей марку.

Напиши адрес на конверте.

Сложи письмо.

Положи письмо в конверт .

Заклей конверт.

Выйди из дома. Брось конверт в почтовый ящик.

Конец

Алгоритм «Сделай бутерброд»

Начало.

Достань хлеб,масло,сыр,нож.

Возьми нож.

Отрежь кусок хлеба.

Отрежь ломтик сыра.

Намажь кусок хлеба маслом.

Положи на масло ломтик сыра.

Убери на место хлеб,масло,сыр,нож.

Конец.

Алгоритм «Собери гербарий»

Начало.

Приди в лес или в парк.

Собери листья.

Принеси листья домой.

Возьми один лист.

Осмотри лист.

Засуши лист.

Конец.

Алгоритм решение старинной задачи "О волке, козе и капусте"выглядит так:

  1. перевези козу;
  2. переправься;
  3. перевези волка;
  4. перевези козу обратно;
  5. перевези капусту;
  6. переправься;
  7. перевези козу.

Алгоритм выполнения открывания двери.

1. Достать ключ из кармана.

2. Вставить ключ в замочную скважину.

3. Повернуть ключ два раза против часовой стрелки.

4. Вынуть ключ.

2). Разветвленный алгоритм - это алгоритм, включающий выбор тех

или иных действий в зависимости от какого-либо условия. В словесном описании разветвленного алгоритма используются слова "если", "то", "иначе".

Пример разветвляющегося алгоритма:

Надпись на камне у перекрестка: "Направо пойдешь - коня потеряешь, налево пойдешь - сам погибнешь, а прямо поедешь - и коня потеряешь и сам погибнешь! "

3) Циклические - Алгоритмы, в которых действия повторяются бесконечное число раз.

Примеры циклических алгоритмов:

Алгоритм пришивания пуговицы:

  • Достать швейные принадлежности.
  • Выбрать катушку с нитью, цвет которой подходит к пуговице.
  • Отрезать от катушки нить нужной длины.
  • Вдеть нить в иголку.
  • Завязать на конце нити узелок.
  • Продеть иглу через ткань (с изнаночной стороны) и через отверстие пуговицы.
  • Продеть иглу через другое отверстие пуговицы ткань.
  • Повторить пункты б и 7 пять раз.
  • Отрезать ножницами остатки нити.

Сказки о рыбаке и рыбке, колобок – примеры циклических алгоритмов.

Алгоритмы в повседневной жизни

Мы постоянно сталкиваемся с понятием алгоритмов в различных сферах деятельности человека.

  • В кулинарных книгах собраны рецепты приготовления разных рецептов
  • Любой прибор, купленный в магазине, снабжается инструкцией по его использованию.
  • Собираясь сшить платье, вы сначала постараетесь найти в модном журнале описание и выкройку у ней.
  • Каждый шофёр должен знать правила дородного движения.
  • Хорошие урожаи будут получаться из года в год, если при обработке земли будут соблюдаться определённые правила.


Алгоритмы в русском народном творчестве

Сказка «Гуси-лебеди»

Алгоритм с ветвлением

длдзщэ

«Колобок» циклический алгоритм

Заключение

Вывод: выполнив, исследовательскую работу я узнала, что многие люди понимают под словом алгоритм выполнение, каких – то действий.

Так же я узнала, что алгоритмы бывают с ветвлениями, циклические и линейные.

Ещё я узнала, что алгоритмы нужны для удобства и улучшения нашей жизни.

В жизни алгоритмы встречаются на каждом шагу, например: вы можете увидеть алгоритмы на упаковках быстро приготовляемой еды, в рекламе косметических фирм, или даже в действиях людей, например: маршрут, по которому дети ходят из дома в школу или в режиме дня – это тоже алгоритм

Литература: интернет ресурсы.

Алгоритм - описанная на некотором языке точная конечная
система правил, определяющая содержание и порядок
действий над некоторыми объектами, строгое выполнение
которых дает решение поставленной задачи.
Слово «алгоритм» произошло от имени
узбекского математика Мухаммеда
Аль-Хорезми

Понятие алгоритма (продолжение)

Любой алгоритм предназначен для определенного исполнителя
(человека, робота, компьютера, языка программирования и т.д.).
Исполнитель алгоритма – человек или устройство (в частности,
процессор компьютера), умеющий выполнять определённый набор действий.
Исполнитель является средством реализации алгоритма.
Объекты, над которыми исполнитель может совершать действия, образуют
среду исполнителя.

Алгоритмы в жизни человека

Распорядок дня
Рецепты
План работы
Инструкции по использованию

Любую деятельность человека
можно описать с помощью
алгоритмов

Алгоритмы в жизни человека

Вопрос: Как заставить человека решать или
выполнять какую либо задачу какую-либо
задачу, если человек не знает как?
Ответ: Научить!
1.Выбрать способ решения задачи
2. Рассказать как реализовать способ.
Понятно и доступно!
3.Человек (исполнитель) решает задачу
строго в соответствии с выбранным методом.

Алгоритм и компьютер
Вопрос: Как заставить компьютер решать или
выполнять какую либо задачу какую-либо задачу?
Ответ: Научить!
1.
выбирают способ (метод, порядок) решения задачи
и изучают его во всех подробностях;
2.
описывают исполнителю (компьютеру) выбранный
метод в абсолютно понятном для него виде;
3.
исполнитель решает задачу строго в соответствии
с выбранным методом.

Выбор способа решения задачи

Способ решения задачи должен быть
известен (из практики, здравого смысла, из
литературы)
Главная трудность: из нескольких методов
выбрать такой, который в наибольшей
степени отвечал бы некоторым
требованиям, например, минимальная
трудоемкость, максимальная
эффективность и т.д

Описание выбранного метода

выделить величины, являющиеся исходными
для задачи;
разбить процесс решения задачи на такие
этапы, которые известны исполнителю и
которые он может выполнить однозначно без
всяких пояснений;
указать порядок выполнения этапов;
указать признак окончания процесса решения
задачи;
указать во всех случаях, что является
результатом решения задачи.

Алгоритм должен удовлетворять определенным
требованиям. Принято выделять следующие
семь:
1. Наличие ввода исходных данных.
2. Наличие вывода результата выполнения.
3. Однозначность (компьютер «понимает» только
однозначные инструкции).
4. Общность – алгоритм предназначен для решения
некоторого класса задач.
5. Корректность – алгоритм должен давать
правильное решение задачи.
6. Конечность – решение задачи должно быть
получено за конечное число шагов.
7. Эффективность – для решения задачи должны
использоваться ограниченные ресурсы компьютера
(процессорное время, объем оперативной памяти и
т.д.).

При разработке алгоритма используют следующие основные
принципы.
Принцип поэтапной детализации алгоритма (другое название
- "проектирование сверху-вниз"). Этот принцип предполагает
первоначальную разработку алгоритма в виде укрупненных
блоков (разбиение задачи на подзадачи) и их постепенную
детализацию.
Принцип "от главного к второстепенному", предполагающий
составление алгоритма, начиная с главной конструкции. При
этом, часто, приходится "достраивать" алгоритм в обратную
сторону, например, от середины к началу.
Принцип структурирования, т.е. использования только
типовых алгоритмических структур при построении алгоритма.
Нетиповой структурой считается, например, циклическая
конструкция, содержащая в теле цикла дополнительные выходы
из цикла. В программировании нетиповые структуры
появляются в результате злоупотребления командой
безусловного перехода (GoTo). При этом программа хуже
читается и труднее отлаживается.

10. Свойства алгоритма

Дискретность (разрывность) - каждый алгоритм
состоит из отдельных законченных действий и
соответственно алгоритм представляет
последовательность указаний, команд, определяющих
порядок выполнения шагов процесса.
Массовость - применимость алгоритма ко всем задачам
рассматриваемого типа, при любых исходных данных.
Определенность (детерминированность, точность)- каждый
шаг алгоритма должен быть строго определен и не
допускать различных толкований. Описание алгоритма
должно быть таким, чтобы его мог выполнить любой
грамотный пользователь.

11. Свойства алгоритма (продолжение)

Результативность – любой алгоритм должен
завершаться за конечное (может быть очень большое)
число шагов.
Формальность – любой исполнитель, способный
воспринимать и выполнять инструкции алгоритма,
действует формально, т.е. отвлекается от содержания
поставленной задачи и лишь строго выполняет
инструкции.

12. Способы описания алгоритмов

Словесное описание представляет структуру
алгоритма на естественном языке. Никаких правил
составления словесного описания не существует.
Псевдокод - описание структуры алгоритма на
естественном, частично формализованном языке,
позволяющее выявить основные этапы решения
задачи, перед точной его записью на языке
программирования.

13.

Пример. Найти корни уравнения Ax2 + Bx + C = 0
1. Ввести величины A, B, C.
2. Вычислить дискриминант по формуле D = B2 - 4 A C.
3. Если D < 0, то действительных корней нет.
4. Если D > 0, то идти к п. 5.
5.
6. Вывести значения X1 и X2.
7. Закончить.

14.

Способы описания алгоритмов
(продолжение)
Блок-схема - описание структуры алгоритма
с помощью геометрических фигур с линиямисвязями, показывающими порядок выполнения
отдельных инструкций.
Программа - описание структуры алгоритма на
алгоритмическом языке программирования.

15. Способы описания алгоритмов (продолжение)

Алгоритм, предназначенный для исполнения
на компьютере, должен быть записан на
«понятном» ему языке.
Такой формализованный язык называют
языком программирования.

16. Основные конструкции блок-схем

Начало/конец
алгоритма
(для
подпрограмм – вызов/возврат)
Процесс, предназначенный
описания отдельных действий
для
Предопределенный
процесс,
предназначенный для обращения к
вспомогательным
алгоритмам
(подпрограммам)
Ввод/вывод
носителя
с
Ввод с клавиатуры
Вывод на монитор
неопределенного
Начало
Конец
Действие

17. Основные конструкции блок-схем (продолжение)

Вывод
на
устройство
печатающее
Решение (проверка условия или
условный блок)
Блок, описывающий цикл с
параметром
Границы цикла, описывает
циклические
процессы
типа:
«цикл с
предусловием»,
«цикл
с постусловием»
Соединительные блоки
Нет
Да
<Тело цикла>
<Тело цикла>
А
А

18.

Правила выполнения схем алгоритмов и программ
устанавливает ГОСТ 19.701-90 ЕСПД.
Единая система программной документации
(ЕСПД) - комплекс государственных стандартов,
устанавливающих взаимосвязанные правила
разработки, оформления и обращения программы и
программной документации.
Схема алгоритма - графическое представление
определения, анализа или метода решения задач, в
котором используются символы для отображения
данных и операций.
Схемы алгоритмов и программ состоят из имеющих
заданное значение символов, краткого
пояснительного текста и соединяющих линий.

19.

Правила выполнения символов
Контуры символов и их размеры должны
соответствовать ГОСТ 19.701-90.
Символы должны быть одного размера.
Символы в схеме должны быть расположены
равномерно. Следует придерживаться разумной
длины соединений и минимального числа длинных
линий.
Минимальное количество текста, необходимого для
понимания функции данного символа, следует
помещать внутри символа. Текст должен быть
записан слева направо и сверху вниз.
Для текста следует использовать чертежный шрифт
по ГОСТ 2.304-81 с высотой букв не менее 2,5 мм.
Сокращение слов в записях не допускается, за
исключением установленных государственными
стандартами.

20.

Если объем текста, помещенного внутри символа, превышает
его размеры, следует использовать символ «комментарий».
Комментарий помещается на свободном поле схемы алгоритма,
по возможности вблизи поясняемого символа, и соединяется с
ним штриховой линией.

21.

Правила выполнения линий
Линии показывают потоки данных или управление.
Направление потока слева направо и сверху вниз считается
стандартным. Если поток имеет направление, отличное от
стандартного, то применяется указатель направления потокастрелка по ГОСТ 2.307-68.
Линии в схемах должны подходить к символу либо слева, либо
сверху, а исходить либо справа, либо снизу. Линии должны быть
направлены к центру символа.
Толщина линий для вычерчивания символов и связей между
ними должна быть одинаковой. Рекомендуется использовать
толщину от 0,6 до 0,8 мм.
В схемах предусмотрено использование двух типов линий -
сплошной тонкой для вычерчивания символов и потоков, и
штриховой - для изображения связей символа с комментарием
или выделения группы символов.
В схемах следует избегать пересечений линий. В
исключительных случаях допускается изображение
пересекающихся линий.
Если две и более линий объединяются в одну, то место их
объединения должно быть смещено.

22.

Правила выполнения соединений
Разрывы линий в схемах возникают при
большой насыщенности символами, при
длинных линиях потоков или
размещении схемы на нескольких
страницах. В этих случаях следует
применить специальный символ
«соединитель» .
Если схема размещается на нескольких
страницах, то следует применять
соединитель с комментарием или
«межстраничный соединитель».

23.

Пример выполнения схемы алгоритма на нескольких страницах (страница 1)

24.

Пример выполнения схемы алгоритма на нескольких страницах (страница 2)

25. Основные алгоритмические конструкции. Линейная алгоритмическая конструкция

Линейной называют алгоритмическую конструкцию,
реализованную в виде последовательности действий (шагов), в
которой каждое действие (шаг) алгоритма выполняется ровно
один раз, причем после каждого i- го действия (шага)
выполняется (i+1)-e действие (шаг), если i-е действие - не конец
алгоритма.
Пример.
Опишем алгоритм сложения двух чисел на псевдокоде и в виде блоксхемы.
Псевдокод:
1. Ввод двух чисел A, B.
2. Вычисляем сумму S = A + B.
3.Вывод S.
4.Конец.
Начало
Ввод A, B
S=A+B
S
Конец

26. Разветвляющаяся алгоритмическая конструкция

Разветвляющейся (или ветвящейся) называется алгоритмическая конструкция,
обеспечивающая выбор между двумя альтернативами в зависимости от значения
входных данных.
Неполное ветвление
Полное ветвление
Нет
Действие 2
Условие
Да
Действия 1
Истина (Да)
Условие
Ложь (Нет)
Действия

27. Команда «Выбор»

Да
Действие 1
Нет
V1 (Z)
Да
Действие 2
Нет
V2 (Z)
Да
Действие 3
V3 (Z)
Нет
Действие 4

28. Алгоритмическая конструкция «Цикл»

Циклической (или циклом) называют алгоритмическую
конструкцию, в которой некая, идущая подряд группа
действий (шагов) алгоритма может выполняться
несколько раз, в зависимости от входных данных или
условия задачи.
Группа повторяющихся действий на каждом шагу цикла
называется телом цикла.

29. Алгоритмическая конструкция «Цикл»

Арифметический цикл(цикл с параметром, цикл с известным числом
повторений)
В арифметическом цикле число его шагов (повторений) однозначно
определяется правилом изменения параметра.
Оно задается с помощью начального (N) и конечного (К) значений
параметра и шагом (h) его изменения.
Правило изменения параметра i: i = N, К, h
означает
1-й шаг цикла
i=N
2-й шаг цикла
i=N+h
3-й шаг цикла и т.д.
i = N + 2h
последний шаг
i=K

30. Алгоритмическая конструкция «Цикл»

Цикл с предусловием.
◦ Сначала проверяется значение условного выражения (условие) перед
выполнением очередного шага цикла.
◦ Если значение условного выражения истинно, исполняется тело цикла.
После чего управление вновь передается проверке условия и т.д.
◦ Эти действия повторяются до тех пор, пока условное выражение не примет значение
ЛОЖЬ.
◦ При первом же несоблюдении условия цикл завершается.
Схема алгоритма, соответствующая инструкции while
Логика алгоритма, соответствующая инструкции while

31.

Алгоритмическая конструкция «Цикл»
Цикл с постусловием.
◦ Заранее не определено число повторений тела цикла, оно зависит
от входных данных задачи.
◦ Тело цикла всегда будет выполнено хотя бы один раз,
после чего проверяется условие.
◦ Тело цикла будет выполняться до тех пор, пока значение условного
выражения ложно. Как только оно становится истинным,
выполнение команды прекращается.
Логика алгоритма, соответствующая инструкции repeat
Схема алгоритма, соответствующая инструкции repeat

32.

Стандартные циклические алгоритмы
Правило суммирования
Начальное значение суммы S=0
В теле некоторой циклической
конструкции выполнить
команду: S = S + <слагаемое>

33. Правило умножения

Начальное значение произведения
P=1
В теле некоторой циклической

P = P * <множитель>

34. Правило счетчика

Начальное значение счетчика K=0
В теле некоторой циклической
конструкции выполнить команду:
K=K+1

35. Расположение циклов

последовательные
вложенные
запрещенные

36. Рекурсивный алгоритм

Рекурсивным называется алгоритм,
организованный таким образом, что в
процессе выполнения команд на какомлибо шаге он прямо или косвенно
обращается сам к себе. Министерство образования Российской Федерации

МКОУ «Второкаменская средняя общеобразовательная школа»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Алгоритмы в нашей жизни

Руководитель: Ереско Ирина Алексеевна,

учитель математики

Выполнила: Хорошилова Екатерина,

ученица 7 класса

с. Вторая Каменка

Содержание


  1. Введение.

  2. Происхождение слова «Алгоритм».

  3. Алгоритм и исполнитель.

  4. Свойства алгоритмов.

  5. Способы представления алгоритмов.

  6. Виды алгоритмов:

    • Линейные алгоритмы

    • Разветвлённые алгоритмы

    • Циклические алгоритмы

  7. Алгоритмы в повседневной жизни.

  8. Алгоритмы в пословицах, пенях и сказках.

  9. Практическая часть. Результаты исследования.

  10. Заключение.

Введение

Настоящее время характеризуется массированным внедрением информационных технологий во все сферы жизни и деятельности человека, изменением роли и места персональных компьютеров в современном обществе. Из предмета профессиональной деятельности достаточно узкого круга специалистов в области точных наук они превратились в инструмент, используемый во всех отраслях производства, науке, быту и общественной жизни. Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как знание языков и умение рассуждать. Возрастающая роль компьютерных технологий предоставляет пользователю новые возможности, которые способны повлиять на его образование, мировоззрение и творческий потенциал. Одной из кардинальных проблем является проблема взаимодействия информатики и общества. Именно информатика поставила и усилено решает задачу создания искусственного интеллекта. В рамках информатики коренным образом обновляется методологический арсенал науки, основываясь на методах математического моделирования и вычислительного эксперимента. Компьютерные и информационные технологии способствуют становлению новой системы образования – опережающего образования, которое при переходе цивилизации на путь устойчивого развития, становится самым приоритетным механизмом, способствующим реализации новой цивилизационной модели.
Познавательные процессы: восприятие, мышление, внимание, логика, память – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворить свои потребности – общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения.
Сейчас ведется много споров, какой быть школе в 21 веке, чтобы она соответствовала требованиям и запросам современного общества. Социальный заказ общества системе образования состоит в том, что выпускник школы должен свободно работать на персональном компьютере, так как это потребность продиктована временем, уровнем развития экономики и нравственными ценностями общества. Как показывает практика, без новых информационных технологий нельзя представить современную школу, поэтому предмету информатика и ее раннему преподаванию отводится столь важная роль. В то же время, информатизация образования открывает перед школой следующие важнейшие возможности:


  • построение открытой системы образования, обеспечивающей каждому индивиду собственную траекторию самообучения;

  • коренное изменение организации процесса познания путем смещения в сторону системного мышления;

  • эффективная организация познавательной деятельности учащихся в ходе учебного процесса.
Трудно представить себе современного учителя, не использующего в своей практике других дополнительных пособий, кроме учебника. Учитель, заинтересованный в успешном усвоении материала учащимися, постарается максимально обогатить урок, используя разнообразные средства, тем самым, усилив наглядность излагаемого материала. Думаю, довольно сложно оспорить тот факт, что наглядность в обучении занимает далеко не последнее место. Компьютер – главный инструмент и помощник учителя в этом аспекте.

Всё сказанное выше подчёркивает актуальность моей работы и определяет ее тему «Алгоритмы в нашей жизни». Мы живем в большом потоке информации. Информация – постоянный спутник человека. Люди всегда стремились облегчить свой труд с помощью механизмов и машин. И такой машиной для работы с информацией стал компьютер. Я познакомилась с ним ещё в начальной школе на уроках информатики. На уроках этого предмета мы узнали многое об информации, устройствах компьютера, технологиях работы с информацией (редактор текстов, электронная таблица, графический редактор), но больше всего мне понравилось изучение темы «Алгоритмический язык. Алгоритмы». Меня заинтересовало то, что в нашей повседневной жизни нас окружают алгоритмы, любой человек выполняет свои действия по порядку, раздумывая, правильно ли он поступает.

Проблема

Формирование алгоритмического мышления

Цель исследования:


  • Составить классификацию алгоритмов в окружающем информационном пространстве для развития логического и алгоритмического мышления

  • Проанализировать понятие алгоритма, определить встречаются ли алгоритмы в повседневной жизни, сделать выводы можно ли свою жизнь представить в виде последовательности определенных действий.
Задачи исследования

  • Познакомиться с понятием «Алгоритм»

  • Составить классификацию алгоритмов

  • Выделить алгоритмы из окружающего информационного пространства.

  • Применять классификацию алгоритмов при изучении информатики.
Предмет исследования: Раздел «Алгоритмизация», где на основе изученного теоретического материала создавалась классификация алгоритмов из окружающего мира.

Объект исследования: Процесс применения теоретических знаний в практической деятельности на уроках информатики в школе.

Происхождение слова «Алгоритм»

Любой человек ежедневно встречается с множеством задач от самых простых и хорошо известных до очень сложных. Для многих задач существуют определенные правила (инструкции, предписания), объясняющие исполнителю, как решать данную задачу. Эти правила человек может изучить заранее или сформулировать сам в процессе решения задачи. Чем точнее и понятнее будут описаны правила решения задач, тем быстрее человек овладеет ими и будет эффективнее их применять.

Решение многих задач человек может передавать техническим устройствам - автоматам, роботам, компьютерам. Применение таких технических устройств предъявляет очень строгие требования к точности описания правил и последовательности выполнения действий. Поэтому разрабатываются специальные языки для четкого и строгого описания различных правил. Это одна из задач информатики.

Слово алгоритм происходит от algorithmi – латинской формы написания имени выдающегося математика IX века Аль Хорезми, который сформулировал правила выполнения арифметических действий.

Главная особенность любого алгоритма - формальное исполнение, позволяющее выполнять заданные действия (команды) не только человеку, но и техническим устройствам (исполнителям). Таким образом, исполнителями алгоритмов могут быть, например, человек, компьютер, принтер, робот-манипулятор, станок с числовым программным управлением, живая клетка, дрессированное животное, компьютерная программа, компьютерный вирус, "черепашка" в Логорайтере или Логомирах (геометрический исполнитель) и т.д.
Исполнитель алгоритма - это устройство управления, соединенное с набором инструментов. Устройство управления понимает алгоритмы и организует их выполнение, командуя соответствующими инструментами. А инструменты производят действия, выполняя команды управляющего устройства. Прежде чем составлять алгоритм решения задачи, надо узнать, какие действия предполагаемый исполнитель может выполнить.
Эти действия называются допустимыми действиями исполнителя. Только их и можно использовать.
Исполнитель вычислительных алгоритмов называется вычислителем. Вычислитель может иметь дело с числами и переменными, обозначающими числа. Таким образом, алгоритм - это организованная последовательность действий, допустимых для некоторого исполнителя. Один и тот же исполнитель может быть сымитирован на ЭВМ многими способами.
Виды алгоритмов: вычислительные, диалоговые, графические, обработкиданных, управления объектами и процессами и др.

Свойства алгоритмов - однозначность (и определенность), результативность (и выполнимость), правильность (и понятность), массовость или универсальность (т.е. применимость для целого класса задач, к различным наборам исходных данных).

Способы записи алгоритмов:


  1. В виде блок-схем .

  2. В виде программ.
Основные понятия программирования

Программирование - это раздел информатики, изучающий методы и приемы составления программ для компьютеров. Кроме того, программирование - это подготовка задачи к решению ее на компьютере.

Программа - это последовательность команд, понятных компьютеру.

Программа записывается в виде символов, к числу которых относятся латинские и русские буквы, цифры, знаки препинания и знаки операций.

Требования, предъявляемые к программе

1. Минимальные требования к компьютеру, на котором работает программа.

2. Ясность входных и выходных данных и простота программы.

3. Минимальное время создания программы и простота ее изменения.

4. Минимальное время работы программы, минимум занимаемой памяти и минимум использованных в программе операторов.

Чтобы программа удовлетворяла этим противоречивым требованиям, необходимо обладать искусством программирования.

Свойства программ - выполнимость, мобильность, правильность, эффективность.

Выполнимость - возможность выполнения программы на данном типе компьютеров.

Мобильность - возможность переноса программы на другой тип компьютеров.

Правильность программы - правильность результатов, получаемых с помощью данной программы.

Эффективность - минимум времени выполнения, минимум машинной памяти и других ресурсов компьютера.

Языки программирования - языки для записи программ для компьютеров. Это совокупность средств и правил представления алгоритма в виде, приемлемом для компьютера.

Оператор - выражение обозначающее и описывающее какую-либо операцию.

Типы языков программирования: машинные, машинно-ориентированные, алгоритмические, логические, функциональные, учебные, инструментальные, диалоговые, графические и т.д.

Алгоритмический язык - это формальный язык, предназначенный для записи алгоритмов.

Системы программирования - это набор средств ввода, редактирования, трансляции и выполнения программ на ЭВМ.

Транслятор - это комплекс программ, обеспечивающий перевод программы, написанной на символическом языке, в совокупность машинных команд.

Компилятор - это транслятор, обеспечивающий перевод программы, написанной на алгоритмическом языке, в совокупность машинных команд без ее выполнения в компьютере.

Интерпретатор - это транслятор, обеспечивающий перевод каждой конструкции алгоритмического языка в машинные команды и одновременное выполнение этой конструкции в компьютере.

Все системы (языки) программирования имеют свой транслятор, компилятор и интерпретатор.

Виды языков программирования:

1. Машинно-ориентированные языки (языки ассемблера).

2. Языки высокого уровня.

3. Командные языки баз данных.

Примеры языков программирования высокого уровня: Фортран, Алгол, Бейсик (Basic), Паскаль (Pascal), Си++, Пролог, Лисп, Форт и др.


  1. В виде текстовых описаний (рецепты, например, рецепты приготовления пищи, лекарств и др.).
Блок-схемы алгоритмов - это графическое описание алгоритмов как последовательности действий.
Существуют правила изображения блок-схем алгоритмов.

Правила изображения блок-схем алгоритмов

Типы алгоритмов - структурированные, неструктурированные (т.е. с нарушением структуры - с операторами безусловного перехода) и вспомогательные.

Линейный алгоритм

Алгоритм c ветвлением

циклическими , т.е содержащими циклы,

Циклический алгоритм

4 ) вспомогательные, с подпрограммами,
5) смешанные (т.е. содержащие и циклы, и подпрограммы, и ветвление).

ВЕТВЛЕНИЕ - это команда алгоритма, в которой делается выбор: выполнять или не выполнять какую-нибудь группу команд в зависимости
от условия.

ЦИКЛЫ - это команды алгоритма, которые позволяют несколько раз повторить одну и ту же группу команд.

Алгоритмизация - это техника составления алгоритмов и программ для решения задач на компьютере.

Метод разработки сложных алгоритмов сверху вниз, с последующим уточнением, называется МЕТОДОМ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ ДЕТАЛИЗАЦИИ. При этом способе алгоритмы записываются в виде множества вспомогательных алгоритмов, решающих вспомогательные подзадачи. При составлении новых алгоритмов могут использоваться алгоритмы, составленные раньше.

Алгоритмы, целиком используемые в составе других алгоритмов, называют вспомогательными. Вспомогательный алгоритм на языке BASIC реализуется в виде:


  1. Подпрограмм;

  2. Стандартных функций;

  3. Функций пользователя.
Порядок составления диалоговых алгоритмов:

задача -> сценарий -> алгоритм -> программа.

Сценарий диалога - это блок-схема из картинок, текстов и сообщений на экране ЭВМ с указанием стрелками порядка их появления.

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ НА ЭВМ - это процесс автоматического преобразования исходных данных в искомый результат в соответствии с заданным алгоритмом.
Перед решением задачи на ЭВМ, выполняются следующие этапы :
1) Постановка задачи;
2) Построение математической модели ;
3) Алгоритмизация;
4) Решение задачи на ЭВМ.

Алгоритмы в повседневной жизни

Каждый из нас ежедневно использует различные алгоритмы: инструкции, правила, рецепты и т. п. Обычно мы это делаем не задумываясь. Например, открывая дверь ключом, никто не размышляет над тем, в какой последовательности выполнять действия. Однако чтобы кого – нибудь (скажем, младшего брата) научить открывать дверь, придется четко указать и сами действия, и порядок их выполнения. Например, так:

Достать ключ.

Вынуть ключ.

Давайте переставим в алгоритме второе и третье действия:

Достать ключ.

Повернуть ключ 2 раза против часовой стрелки.

Вставить ключ в замочную скважину.

Вынуть ключ.

Вы, конечно, сможете выполнить и этот алгоритм. Но дверь вряд ли откроется. Итак, мы убедились, что для алгоритма важен не только набор действий, но и то, как они организованы, т. е. в каком порядке выполняются. Вот так выглядит алгоритм «Соберись в школу"

Мы очень любим собираться по выходным всей семьей вместе. Так выглядит, на мой взгляд «Рождественский алгоритм»


  • Несмотря на погоду создать теплую атмосферу
в доме.

  • Приготовить шубу и валенки для прогулки на ёлку
 Проявить фантазию при подготовке подарков

  • Купить и погладить праздничный наряд

  • Вспомнить все новогодние гадания

  • Проверить работу телевизора

  • Встретить новый год с любимыми родственниками
Мой брат по утрам занимается зарядкой и поэтому простудные заболивания ему не грозят. Вот как Александр это делает.

Алгоритм «Утренняя зарядка»


  1. Встать с постели

  2. Включить ритмичную музыку

  3. Начинать делать зарядку

  4. Поставить ноги на ширине плеч

  5. Взять гонтели

  6. Выполнить упражнения с гонтелями

  7. Принять упор лежа

  8. Сделать отжимания

  9. Закончить зарядку

  10. Принять водные процедуры

  11. Открыть форточку для проветривания комнаты
Я люблю готовить салаты для всей семьи.

Алгоритм приготовления салата:
1. Отварить свеклу, морковь, яйца.

2. После отварки потереть, огурцы и лук мелко порезать.

3. Консервы растолочь.

4. Все ингредиенты укладываем слоями, промазывая майонезом

Приятного аппетита!




У моей мамы много кулинарных рецептов по выпечке, по консервированию.

Легко и просто было бы жить (даже неинтересно), если бы удалось раз и навсегда расписать, какие поступки и в какой последовательности совершать. На самом деле нам приходится принимать решения в зависимости от создавшейся ситуации. Если идет дождь, то мы надеваем плащ. Если жарко, то идем купаться. Иногда встречаются и более сложные положения, когда надо сделать выбор. В таких случаях говорят, что алгоритм содержит составную команду или ветвление. А при покупке мороженого алгоритм выглядит так.

«Купить мороженое»

Например, алгоритм «Если встречу друга, то спрошу у него мою книгу, иначе зайду к нему» в виде блок-схемы можно записать так:

В своей практической деятельности мы постоянно встречаемся с задачами, для решения которых требуется многократно повторять одни и те же действия.

Вот так выглядит блок-схема действий школьника, которому перед вечерней прогулкой следует выполнить домашнее задание по математике:

Я нашла алгоритмы в художественных произведениях:


  • Сказка «Гуси-лебеди»:
если съешь ржаного пирожка

то спрячу

иначе не спрячу

все


  • «Горячий камень», А.П. Гайдар:
если кто снесет этот камень на гору и там разобьет на части

то тот вернет свою молодость и начнет жить сначала

все


  • Сказка «Дорога счастья» на чувашском языке
если суллахаякайсан

то вилĕмнетупан

иначе пуянлăхтупан

все


  • Башкирская сказка «Карасай батыр»
если унга барhан

то унырhын

иначе улерhен

все

А вот алгоритмы из школьной жизни


  • Расписание уроков

  • График подачи звонков

  • Расписание кружков

  • График экзаменов, консультаций и т.д.

Эти алгоритмы я встретила на школьных предметах


  • Как писать сочинение, изложение, диктант

  • Как решать задачи по химии, математике, физике

  • Как сделать перевод по английскому языку

  • Как выучить стихотворение и т.д.
На уроках русского языка я заметила алгоритмы в пословицах.

пока греет солнышко

нц

готовь сено

кц

если мало звезд на небе

то к ненастью

все

Итак, любую пословицу можно оформить в виде алгоритма.

В свободное время я люблю петь. Алгоритмы встретились мне и в песнях


  • Песня «Если с другом вышел в путь»
если с другом вышел в путь

то веселей дорога

все


  • Песня из фильма-сказки «Золотой ключик»
пока живы жадины вокруг

нц

удачи мы не выпустим из рук

кц

Заключение

Это неполный перечень алгоритмов, которые я смогла увидеть, заметить и провести некоторую классификацию. В будущем я хочу продолжить это исследование, обогатив свои знания на уроках информатики и используя информацию из повседневной жизни. Я хочу научиться строго планировать свой день, потому что совсем скоро я выхожу в студенческую жизнь.

Я думаю, что алгоритмы еще можно классифицировать по каждому предмету, по каждому классу.

Мне стало интересно: как смотрят на тему «Алгоритмы» мои одноклассники и я провела небольшой опрос.

На вопросы отвечали 8 учеников.

Итак, моим одноклассникам тоже нравится тема «Алгоритмы», к сожалению, не все охотно выполняют их, т. е даже режим дня.

Я решила проверить умеют ли мои одноклассники планировать свой день. Вот что получилось.

Алгоритм «Планируем свой день»

На вопросы отвечало 8 человек 11 класса

Из хронокарты можно увидеть, что:

Больше всего времени ушло на сон

Времени не хватило на развлечения, общение с друзьями

Самым важным занятием было - занятия в школе

Удалось ли выполнить намеченный план - нет

Вывод: чтобы план стал реальностью - реально спланировать свой день.

Литература.


  1. Козырев Н.Н. Изучаем тему “Алгоритмы и исполнители”. Информатика и образование, № 1, 2, 2003г.

  2. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов/Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  3. Челак Е.Н., Конопатова Н.К. Развивающая информатика. Методическое пособие. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001 г. – 208 с.

  4. Шафрин Ю.А. Информационные технологии. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1998.

  5. В.А.Коднянко. Алгоритмы и алгоритмизация.

  6. Русские народные сказки.

  7. А.П. Гайдар Горячий камень.

  8. Сказки народов мира.

  9. А.Г. Асмолов Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий- М.:Просвещение,2011

Введение

В повседневной жизни мы не замечаем, как используем те или иные алгоритмы. Приготовить еду, собраться на работу, перейти дорогу - все эти действия выполняются в определенной последовательности. Человек ежедневно пользуется различными алгоритмами. Например, правила умножения, деления, сложения, вычитания чисел; грамматические правила правописания слов и предложений, а также разнообразные инструкции, рецепты и указания - всё это алгоритмы. Мы все живем в огромном потоке информации. Информация – постоянный спутник человека. Всегда люди стремились к тому, чтоб облегчить свой труд с помощью каких-нибудь машин и механизмов. И таким механизмом для работы с информацией стал компьютер.

Я изучаю информатику ещё со школы. На уроках этого предмета я многое узнал об устройствах компьютера, информации, алгоритмах. Меня заинтересовало то, что нас в нашей жизни почти везде окружают алгоритмы, любой человек выполняет какие-то действия по порядку, раздумывая, поступает ли он правильно.

Актуальность: проникновение понятия «алгоритм» в различные сферы жизни человека.

Исходя из актуальности, я выбрал для исследования тему «Алгоритмы в нашей жизни» и определил цель и задачи работы.

Цель работы: узнать, что такое алгоритмы и какова их роль в жизни людей.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач :

1. Изучить историю возникновения понятия «алгоритм».

2. Узнать какие существуют алгоритмы.

3. Узнать, где встречаются алгоритмы в повседневной жизни.

Объект исследования – алгоритмы.

1. История возникновения понятия «алгоритм». Понятие алгоритма.

Слово «алгоритм» произошло от имени выдающегося математика средневекового Востока Мухаммеда аль - Хорезми. Он жил и творил в IX веке. Арабский оригинал его арифметических трудов потерян, но существует перевод XII века на латинском языке, по нему западная Европа ознакомилась с десятичной системой счисления и правилами выполнения в ней арифметических действий.

Аль – Хорезми стремился к тому, чтоб правила, сформулированные им, были понятны для всех грамотных людей. Достичь такого в веке, когда только была разработана математическая символика (знаки операций, скобки, буквенные обозначения и т. п.) было очень трудно. Но ему удалось выстроить в своих трудах чёткий и строгий стиль словесного предписания, который не позволял читателю отклониться от предписанного или пропустить некоторые действия.

В латинском переводе книги Мухаммеда аль - Хорезми правила начинались со слов «Алгоризми сказал». Со временем люди позабыли, что «Алгоризми» - это автор правил, и стали правила называть алгоритмами. Постепенно «Алгоризми сказал» преобразовалось в «алгоритм гласит».

На протяжении нескольких веков понятие «алгоритм» было связано с числами и простыми действиями над ними. В основном алгоритмы составлялись в виде математических формул. Порядок шагов такого алгоритма задавался расстановкой скобок, а сами шаги заключались в выполнении арифметических операций и операций отношений. Часто эти вычисления были объёмными, а вычисления вручную – трудоемкими, но суть такого вычислительного процесса оставалась очевидной.

Существуют проблемы, алгоритм для которых вообще не может существовать. Мысль о существовании алгоритмически неразрешимых задач оказалась верной, но для того, чтоб обосновать её, было необходимо дать точное определение алгоритма. Попытки получить такое определение привели к возникновению теории алгоритмов, в которую вошли труды некоторых известных математиков таких как К.Гедель, К.Черч, С.Клини, А.Тьюринг, Э.Пост, А.Марков, А.Колмогоров.

Слово «алгоритм» стало вновь употребляться, когда появились электронные вычислительные машины для обозначения группы действий, составляющих определённый процесс. Здесь имеется в виду не только процесс решения какой-нибудь математической задачи, но также инструкции по использованию утюга или стиральной машины, и технология приготовления какого-нибудь блюда, и многие правила, которые не имеют отношения к математике, – все эти правила тоже являются алгоритмами. Понятие «алгоритм» в наши дни хорошо известно каждому, это слово настолько уверенно шагнуло в разговорную речь, что сейчас нередко в выступлениях политиков, на страницах газет можно встретить выражения «алгоритм поведения», «алгоритм успеха» и т.д.

Каждый человек сталкивается в своей жизни с необходимостью решения задач разнообразной сложности. Некоторые из этих задач требуют долгих размышлений для поиска решений (но иногда его найти не удается), другие же, столь просты и привычны, что решаются автоматически. При этом выполнение даже очень простой задачи происходит в несколько последовательных этапов (шагов).

Таким образом, как научный термин «алгоритм» первоначально обозначал только правила выполнения действий в десятичной системе счисления. Со временем этот термин приобрел более широкий смысл и стал обозначать любые точные правила действий.

Алгоритм – это понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, направленных на достижение поставленной цели.

2. Свойства и виды алгоритмов.

Исполнитель алгоритма - это объект, который способен выполнить действия, предписываемые алгоритмом.

Характеристика исполнителя:

    среда;

    элементарные действия;

    система команд исполнителя;

    отказы.

Среда – это «место обитания» исполнителя.

Каждый исполнитель имеет свой перечень команд, которые он может выполнить. Этот перечень называется системой команд исполнителя .

После каждого вызова команды исполнитель совершает определённое элементарное действие .

Отказы исполнителя возникают, когда команда вызывается при недопустимом для нее состоянии среды.

Любой алгоритм обладает следующими свойствами.

Дискретность . Процесс решения задачи должен быть разбит на последовательность отдельно выполняемых команд, которые следуют в определенном порядке.

Понятность. Каждая определённая команда должна быть понятна тому, кто исполняет алгоритм (исполнителю).

Детерминированность (определенность). Команды, которые образуют алгоритм должны быть очень чёткими и однозначными .

Конечность (результативность). Результат выполнения алгоритма обязательно должен быть получен. Выполнение алгоритма должно завершиться за конечное число команд.

Массовость . Это возможность применения алгоритма для решения целого класса конкретных задач.

Разработать алгоритм – это разбить задачу на последовательно выполняемые шаги.

При всем многообразии алгоритмов в них можно выделить три основных вида:

    линейный;

    разветвляющийся;

    циклический.

Линейным называется такой алгоритм, в котором все действия выполняются однократно в заданном порядке.

Примеры линейного алгоритма.

    Соберись в колледж.

    Встань с кровати.

    Сделай зарядку.

    Умойся.

    Оденься.

    Позавтракай.

    Сложи учебные принадлежности в сумку.

    Найти периметр прямоугольника.

    Начало.

    Даны стороны прямоугольника a = 4 см и b = 5 см.

    Периметр прямоугольника найти по формуле P = ( a + b ) * 2

    P = (4 + 5) * 2 = 18 см

    Конец.

Алгоритмы, в которых существует выбор действий в зависимости от некоторого условия, называются разветвляющимися алгоритмами .

Примеры разветвляющегося алгоритма.

    Пойти на прогулку.

    Начало.

    Одеться.

    Посмотреть в окошко.

Если на улице хорошая погода,

то пойти гулять,

иначе сидеть дома

    Конец.

Циклический алгоритм – описание действий, которые должны повторяться указанное число раз или пока не выполнится заданное условие. Циклом называется набор действий, которые несколько раз повторяются.

По количеству выполнения циклы делятся на циклы с неопределенным числом повторений и циклы с заранее заданным числом повторений. Количество повторений зависит от соблюдения условия, которое задаёт необходимость выполнения цикла. При этом условие может проверяться в начале цикла - это цикл с предусловием, или в конце - это цикл с постусловием.

Примеры циклического алгоритма.

    Приготовить яичницу.

    Начало.

    Разогреть сковороду.

    Положить кусочек масла на сковородку.

    Аккуратно разбить яйцо в чашку.

    Вылить его на сковородку.

    Проверить, есть ли ещё яйцо?

    Если есть, то перейти к пункту 4.

    Если нет, то перейти к пункту 9.

    Посолить.

    Немножко подождать.

    Яичница готова.

    Конец.

3. Способы записи алгоритмов.

Алгоритм должен быть формализован по некоторым правилам посредством конкретных изобразительных средств. К ним относятся следующие способы записи алгоритмов: словесный, графический, псевдокоды, программный.

Выбор способов записи алгоритма зависит от назначения самого алгоритма, а также от того, кто или что будет его исполнителем.

Словесное описание представляет структуру алгоритма на естественном языке.

Пример словесного описания линейного алгоритма.

«Даны две стороны прямоугольника a , b . Найти площадь прямоугольника»

    Начало.

    Ввод a и b.

    S = a * b .

    Вывести значение S .

    Конец.

Пример словесного описания циклического алгоритма.

«Налови рыбы»

    Начало.

    Насади наживку.

    Забрось крючок.

    Вытащи рыбу.

    Сними рыбу с крючка.

    Положи в ведро.

    Если надоело ловить рыбу или ведро уже полное, то перейти к пункту 9.

    Если не надоело ловить рыбу или ведро неполное, то перейти к пункту 2.

    Иди домой.

    Конец.

Пример словесного описания разветвляющегося алгоритма.

Алгоритм «Вычисление»

    Начало.

    Задать число Х

    К заданному числу прибавить 2.

    Если результат больше 7, то перейти к пункту 5.

    Вычесть 3 и перейти к пункту 8.

    Если результат меньше 7, то перейти к пункту 7.

    Умножить на 2 и перейти к пункту 8.

    Записать результат.

    Конец.

Псевдокод - описание структуры алгоритма на естественном, частично формализованном языке, которое позволяет выявить главные этапы решения задачи, перед точной его записью на языке программирования. В псевдокоде используется математическая символика и некоторые формальные конструкции. Для записи псевдокода не существует строгих синтаксических правил. Что облегчает запись некоторого алгоритма и позволяет описать его, используя любой набор команд. Но в псевдокоде обычно используются некоторые конструкции, принадлежащие формальным языкам, что облегчает переход от псевдокода к записи алгоритма на языке программирования. Формального или единого определения псевдокода не существует, поэтому возможны разные псевдокоды, которые отличаются набором используемых слов и конструкций.

Примеры записи алгоритма с использованием псевдокода:

Если <условие>

то серия 1

иначе серия 2

Всё

1. Начало.

2. Задать число Х

3. К заданному числу прибавить 5.

4. Если результат больше 20,

то вычесть 10,

иначе умножить на 3.

5. Записать результат.

6. Конец.

Программа - описание структуры алгоритма на языке программирования.

Пример алгоритма на языке Паскаль ABC : «Найдите гипотенузу и периметр»

program primer;

uses crt;

var a,b,c,p:real;

begin

clrscr;

writeln(" Найдите гипотенузу и периметр ");

writeln("Введите два катета");

readln(a,b);

c:=sqrt(a*a+b*b);

writeln(" Гипотенуза =",c);

p:=a+b+c;

writeln(" Периметр =",p);

end.

Благодаря своей наглядности наибольшее распространение получил графический способ записи алгоритмов. Блок-схемой называется графическое изображение логической структуры алгоритма, в котором каждые его действия изображаются в виде геометрических фигур (блоков), а связи между действиями указываются при помощи стрелок, которые соединяют эти фигуры.

Пример описания линейного алгоритма «Купить велосипед»

Пример описания разветвляющегося алгоритма «Собери грибы» (полное ветвление).

Пример описания разветвляющегося алгоритма «Собери грибы» (неполное ветвление).

Пример описания циклического алгоритма «Налови рыбы».

Цикл с постусловием (тело цикла расположено до проверки условия; цикл выполняется хотя бы один раз).

Цикл с предусловием (тело цикла расположено после проверки условия; цикл может ни разу не выполниться).

Пример описания циклического алгоритма «Собери ягоды».

4. Алгоритмы в повседневной жизни.

В нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с алгоритмами в различных сферах человеческой деятельности. В кулинарных книгах собраны рецепты приготовления разных блюд, всякий прибор снабжается инструкцией по его применению. Алгоритмы есть в пословицах, в песнях, сказках.

Алгоритмы в пословицах.

Пословица «Куй железо, пока горячо»

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Алгоритмы в сказках.

«Репка»

Сказка «Колобок»

Алгоритмы в песнях.

Песня « Кабы не было зимы»

Кабы не было зимы

В городах и селах,

Никогда б не знали мы

Этих дней веселых.

Если б не было зимы в городах и сёлах

то никогда б не знали мы этих дней весёлых.

Песня «Если с другом вышел в путь»

Если с другом вышел в путь

то веселей дорога.

Заключение

Выполнив исследовательскую работу, я узнал историю возникновения понятия «алгоритм», что они бывают линейные, разветвляющиеся и циклические.

Так же я узнал, где встречаются алгоритмы в повседневной жизни. В нашей жизни алгоритмы встречаются на каждом шагу, например: их можно увидеть на упаковках чая, в рекламе косметических фирм, или в действиях людей, например: маршрут, по которому дети ходят из дома в школу или в режиме дня – это тоже алгоритм.

Ещё я узнал, что алгоритмы нужны для улучшения а и удобства нашей жизни.

Список литературы

    Шауцукова Л.З. Информатика 10 - 11. М.: Просвещение, 2000

    https://ru.wikibooks.org

    Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Информатика. – М.: Дрофа, 1998, - 237 с.

    Симонович С., Евсеев Г. Практическая информатика. – М.: АСТ Пресс, 2000, - 480 с.

    http://ru.wikipedia.org/wiki/Алгоритм

    Симонович С., Евсеев Г. Специальная информатика. – М.: АСТ Пресс, 2000, - 450 с.

    Симонович С., Компьютер в вашей школе. – М.: АСТ Пресс, 2001, - 335 с.

    http://beautiful-all.narod.ru/

    Художественные произведения, пословицы.