Технология мультимедиа компьютерная презентация и ее объекты. Мультимедийные технологии

Технология мультимедиа компьютерная презентация и ее объекты. Мультимедийные технологии
Технология мультимедиа компьютерная презентация и ее объекты. Мультимедийные технологии
























1 из 23

Презентация на тему: Мультимедиа технолонии в образовании

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Мультимедиа Мультимедиа (multimedia, от англ. multi - много и media - носитель, среда). Нетекстовые виды информации - аудио и видео. Мультимедиа - совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, и т.д.Мультимедиа технологии - совокупность современных средств аудио- теле-, визуальных и виртуальных коммуникаций, используемых в процессе организации. Мультимедиа-компьютер - компьютер, снабженный аппаратными и программными средствами, реализующими технологию мультимедиа.

№ слайда 3

№ слайда 4

Описание слайда:

Мультимедиа технологии в образовании Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого.Сегодня мультимедиа-технологии - это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. В совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации преподавательского состава видится перспектива успешного применения современных информационных технологий в образовании.Мультимедиа и гипермедиа-технологии интегрируют в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, они могут обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная. Мультимедиа и телекоммуникационные технологии открывают принципиально новые методические подходы в системе общего образования. Интерактивные технологии на основе мультимедиа позволят решить проблему “провинциализма” сельской школы как на базе Интернет-коммуникаций, так и за счет интерактивных СD – курсов и использования спутникового Интернета в школах.

№ слайда 5

Описание слайда:

Мультимедиа технологии в образовании Мультимедиа - это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.Гипермедиа – это компьютерные файлы, связанные посредством гипертекстовых ссылок для перемещения между мультимедийными объектами.Для организации компьютерных классов в школах привлекательными являются Интернет-технологии, однако, обладая преимуществами, связанными с возможностью получения актуальной информации, возможностями организации диалога практически со всем миром, они имеют серьёзные недостатки: это трудности при работе с большими объёмами информации при плохих линиях связи (а таких в удаленных регионах и сельской местности в РФ большинство), невозможность работать без линий связи. Эти недостатки устраняются с использованием оптических компакт дисков, называемых CD ROM и DVD диски.Имеющиеся программные продукты, в том числе готовые электронные учебники и книги, а так же собственные разработки позволяют учителю повысить эффективность обучения. Незаменимым помощником учителя в поиске и получении информации, и как средство общения с коллегами, становится Интернет.

№ слайда 6

Описание слайда:

Мультимедиа в общем среднем образовании Мультимедиа является эффективной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышению их мотивации. За счет этого, большинство педагогов могут использовать мультимедиа как основу своей деятельности по информатизации образования. Информатизация образования представляет собой область научно-практической деятельности человека, направленной на применение технологий и средств сбора, хранения, обработки и распространения информации, обеспечивающее систематизацию имеющихся и формирование новых знаний в сфере образования для достижения психолого-педагогических целей обучения и воспитания. Рассмотрим более подробно перечисленные выше свойства мультимедиа, превращающие эту технологию в полноценный компонент информатизации образования. Интерактивность средств информатизации образования означает, что пользователям, как правило, школьникам и учителям, предоставляется возможность активного взаимодействия с этими средствами. Интерактивность означает наличие условий для учебного диалога, одним из участников которого является средство информатизации образования. Предоставление интерактивности является одним из наиболее значимых преимуществ мультимедиа-средств. Интерактивность позволяет в определенных пределах управлять представлением информации: школьники могут индивидуально менять настройки, изучать результаты, а также отвечать на запросы программы о конкретных предпочтениях пользователя. Ученики могут устанавливать скорость подачи материала, число повторений и другие параметры, удовлетворяющие индивидуальным образовательным потребностям. Это позволяет сделать вывод о гибкости мультимедиа технологий.

№ слайда 7

Описание слайда:

Преимущества и недостатки использования мультимедиа Мультимедиа технологии с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки школьников, так и внутренние факторы, связанные с распространением в общеобразовательных учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появлением необходимого опыта информатизации у все большего количества учителей школ. В большинстве случаев использование мультимедиа-средств оказывает положительное влияние на интенсификацию труда педагогов, а также на эффективность обучения школьников. В то же время любой опытный школьный учитель подтвердит, что на фоне достаточно частого положительного эффекта от внедрения информационных технологий, во многих случаях использование мультимедиа-средств никак не сказывается на повышении эффективности обучения, а в некоторых случаях такое использование имеет негативный эффект. Очевидно, что решение проблем уместной и оправданной информатизации обучения должно осуществляться комплексно и повсеместно.

№ слайда 8

Описание слайда:

Преимущества и недостатки использования мультимедиа Педагоги должны учитывать два возможных направления внедрения средств мультимедиа в учебный процесс. Первое из них связано с тем, что такие средства включаются в учебный процесс в качестве "поддерживающих" средств в рамках традиционных методов исторически сложившейся системы школьного образования. В этом случае мультимедиа-ресурсы выступают как средство интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и частичной автоматизации рутинной работы учителей, связанной с учетом, измерением и оценкой знаний школьников. Внедрение мультимедиа-ресурсов в рамках второго направления приводит к изменению содержания образования, пересмотру методов и форм организации учебного процесса в школе, построению целостных курсов, основанных на использовании содержательного наполнения ресурсов в отдельных учебных дисциплинах. Знания, умения и навыки в этом случае рассматриваются не как цель, а как средство развития личности школьника. Использование мультимедиа технологий будет оправданным и приведет к повышению эффективности обучения в том случае, если такое использование будет отвечать конкретным потребностям системы общего среднего образования, если обучение в полном объеме без использования соответствующих средств информатизации невозможно или затруднительно. Очевидно, что любой учитель должен познакомиться с несколькими группами таких потребностей, определяемых, как в отношении собственно учебного процесса, так и в отношении других сфер деятельности педагогов.

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Специализированные средства мультимедиа Как правило, большинство педагогов и учеников, так или иначе знакомых с компьютерной техникой, к числу аппаратных мультимедиа-средств безошибочно относит акустические системы (колонки), звуковую карту (плату) компьютера, микрофон, специальную компьютерную видеокамеру и, возможно, джойстик. Все эти приборы, действительно, являются распространенными компонентами мультимедиа аппаратуры, достаточно просты в использовании, имеют достаточно понятное предназначение и не требуют какого-либо детального описания в настоящем Интернет-издании. Гораздо больший интерес могут представлять специализированные мультимедиа-средства, основное предназначение которых - повышение эффективности обучения. К числу таких современных средств, в первую очередь, необходимо отнести интерактивные мультимедиа доски. Программно-аппаратный комплект "Интерактивная доска" - это современное мультимедиа-средство, которое, обладая всеми качествами традиционной школьной доски, имеет более широкие возможности графического комментирования экранных изображений; позволяет контролировать и производить мониторинг работы всех учеников класса одновременно; естественным образом (за счет увеличения потока предъявляемой информации) увеличить учебную нагрузку учащегося в классе; обеспечить эргономичность обучения; создавать новые мотивационные предпосылки к обучению; вести обучение, построенное на диалоге; обучать по интенсивным методикам с использованием кейс-методов.

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

Виртуальная реальность Развитие современных мультимедиа-средств позволяет реализовывать образовательные технологии на принципиально новом уровне, используя для этих целей самые прогрессивные технические инновации, позволяющие предоставлять и обрабатывать информацию различных типов. Одними из наиболее современных мультимедиа-средств, проникающих в сферу образования, являются различные средства моделирования и средства, функционирование которых основано на технологиях, получивших название виртуальная реальность. К виртуальным объектам или процессам относятся электронные модели как реально существующих, так и воображаемых объектов или процессов. Прилагательное виртуальный используется для подчеркивания характеристик электронных аналогов образовательных и других объектов, представляемых на бумажных и иных материальных носителях. Кроме этого, данная характеристика означает наличие основанного на мультимедиа технологиях интерфейса, имитирующего свойства реального пространства при работе с электронными моделями-аналогами. Виртуальная реальность - это мультимедиа-средства, предоставляющие звуковую, зрительную, тактильную, а также другие виды информации и создающие иллюзию вхождения и присутствия пользователя в стереоскопически представленном виртуальном пространстве, перемещения пользователя относительно объектов этого пространства в реальном времени. Системы "виртуальной реальности" обеспечивают прямой "непосредственный" контакт человека со средой. В наиболее совершенных из них учитель или ученик может дотронуться рукой до объекта, существующего лишь в памяти компьютера, надев начиненную датчиками перчатку. В других случаях можно "перевернуть" изображенный на экране предмет и рассмотреть его с обратной стороны. Пользователь может "шагнуть" в виртуальное пространство, вооружившись "информационным костюмом", "информационной перчаткой", "информационными очками" (очки-мониторы) и другими приборами.

№ слайда 14

Описание слайда:

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ МУЛЬТИМЕДИА Обучение школьников использованию мультимедиа-ресурсов, как в изучении школьных дисциплин, так и в последующей профессиональной деятельности должно опираться на методы активного обучения и методы развития познавательной деятельности учащихся. Общеизвестно, что в школьном обучении применяются самые различные методы. В большинстве случаев преподавание базируется на принципе воспроизведения информации, сообщенной ранее учителем. В результате чего у многих учеников преобладает только воспроизводящее мышление. Это становится препятствием к быстрому и самостоятельному восприятию новых знаний и, следовательно, не обеспечивает потенциал роста интеллекта. Кроме того, специфика обучения с использованием мультимедиа-технологий связана с проведением большей части учебного времени за компьютером, что не способствует развитию монологической речи. Существуют методы активного обучения, которые побуждают школьников стать активными участниками учебного процесса, а не только пассивно впитывать получаемую от учителя информацию. Наиболее распространенным методом обучения является объяснительно-иллюстративный, при котором основное внимание сосредотачивается на изложении знаний в определенной системе, в наглядной и доступной форме, от простого к сложному. Учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. При этом каждый педагог стремится, прежде всего, сообщить нужный материал и добиться прочности его усвоения. Для приобретения учащимися навыков и умений учитель системой заданий организует деятельность школьников по многократному воспроизведению полученных ими знаний и увиденных способов деятельности. Учитель дает задания, а учащиеся их выполняют - решают сходные задачи, т.е. осуществляют неоднократное повторение аналогичных действий. Воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям учителя являются главным признаком метода, названного репродуктивным. Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы отличаются тем, что они обогащают учащихся знаниями, навыками и умениями, формируют у них основные мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование и т.д.), но не гарантируют развития творческих способностей учащихся, не позволяют планомерно и целенаправленно их формировать. Деятельность учащихся заключается в восприятии, осмыслении, запоминании новой информации.

№ слайда 15

Описание слайда:

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ МУЛЬТИМЕДИА Традиционное преподнесение учебного материала - один из наиболее экономных способов передачи знаний учащимся. Эффективность этого метода проверена многолетней практикой, и он завоевал себе прочное место в школах всех стран, на всех этапах обучения. Но нельзя пользоваться этим методом чрезмерно и без нужды. Необходимо применять и другие методы обучения. Эти слова, в первую очередь, следует отнести к обучению с использованием мультимедиа. Организуя преподнесение учебного материала, учитель оказывает влияние на активизацию познавательной деятельности учащихся, но это влияние носит косвенный характер. На уроке не у всех учеников включается активная познавательная деятельность. Для целенаправленного влияния на эту деятельность существуют активные методы обучения. В самом названии заложена сущность метода - не простое запоминание, а активная интеллектуальная деятельность учащихся. Если на занятии работает только преподаватель, учащиеся пассивны, т.е. бездеятельны, безучастны, безразличны ко всему, что происходит в классе, такой урок не имеет никакой ценности. При использовании мультимедиа-ресурсов необходимо стремиться к такой организации познавательной деятельности по усвоению содержания, при которой учащиеся не только приобретают новые знания и умения, но и достигают высокого уровня развития своих познавательных сил. Учащегося необходимо включать в познавательную деятельность, которая направлена на достижение цели, объединяющей учителя и ученика, - на формирование творческой личности. Задача каждого учителя состоит в том, чтобы научить молодых людей творчески мыслить, подготовить их к жизни, к практической работе. Творческое мышление проявляется при решении проблем. Направление и уровень активности во многом определяет система потребностей и мотивов учащегося. Это то, что побуждает человека ставить проблемы, концентрировать усилия на их разрешении. Поэтому воспитание личности ученика как будущего специалиста зависит, в первую очередь, от его потребностей и мотивов. Именно потребность стимулирует познавательную деятельность. Соотношение различных мотивов обусловливает выбор содержания воспитания, конкретных форм и методов обучения, условия организации всего процесса формирования активной творческой личности.

№ слайда 16

Описание слайда:

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ МУЛЬТИМЕДИА Можно выделить две большие группы мотивов: мотивы достижения и познавательные мотивы. При познавательной мотивации неизвестное новое знание совпадает с целью познавательной деятельности, т.е. человека интересует процесс и содержание познаваемого. При мотивации достижения познавательная деятельность является средством достижения цели, находящейся вне этой познавательной деятельности, т.е. человека интересует результат, который может быть получен в результате каких-то познавательных усилий, например положительная оценка. В педагогике и психологии показано, что на формирование личности и ее психическое развитие постоянное и устойчивое влияние оказывают знания, основанные на познавательном интересе. Развитие познавательной мотивации значительно повышает активность обучающихся и эффективность процесса обучения. Также познавательная мотивация является основой развития склонностей человека. Познавательная мотивация способствует перенастройке психических процессов восприятия, памяти, мышления и других возможностей человека, способствующих выполнению той деятельности, которая вызвала интерес. В нашем случае такой деятельностью может стать оперирование школьниками с мультимедиа-ресурсами. В процессе формирования познавательного мотива происходит ориентировка, актуализация имеющихся у учащихся знаний и способов деятельности, корректировка деятельности на основе сопоставления полученного результата с целью, напряжение волевых усилий. Однако система образования ориентирована преимущественно на стимуляцию именно мотивации достижения: получить хорошую отметку, успешно сдать экзамены и т.п. Когда главной задачей учащегося является успеваемость, направление его усилий смещается с "производства знаний" на "производство отметки". Но, не смотря на это, в обучении нельзя отказаться от мотивации достижения. Ее следует поставить на службу познавательной мотивации, имея в виду главное - всестороннее развитие личности школьника.

№ слайда 17

Описание слайда:

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ МУЛЬТИМЕДИА При использовании форм и методов активного обучения создаются возможности формирования у учащихся познавательной мотивации. Активные методы обучения в сочетании с использованием мультимедиа помогают изменить роль учащегося, превращая его из пассивного слушателя в активного участника учебного процесса. Активность его проявляется в самостоятельном поиске ресурсов, средств и способов решения поставленной проблемы, в приобретении знаний, необходимых для выполнения практической задачи. Проблемное обучение и самостоятельная работа являются основными средствами активизации учения школьников. Кроме вынужденной активности указанный метод обладает еще и высокой степенью вовлеченности. Все это развивает стремление к знаниям, возбуждает интерес к изучаемому предмету. Сначала интерес начинается с любопытства, потом перерастает в любознательность, а на высшей ступени развития - в привычку к систематическому умственному труду. Познавательный интерес имеет очень большую побудительную силу: он заставляет человека активно стремиться к познанию, активно искать способы и средства удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях. Наличие у школьников постоянного интереса к учению создает условия, при которых их внутренние усилия согласуются с внешними воздействиями учителя, что обеспечивает оптимальный уровень активности в учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием мультимедиа-ресурсов. Говоря о возможных методах поиска мультимедиа-информации, следует помнить, что любой человек по своей природе является исследователем. Его поисковая деятельность заключается в обнаружении особенностей, свойств и характеристик явлений и объектов внешней среды, в определении их сущности и содержания, в оценке ролей, значения. На основе полученной информации он ставит для себя цели и разрабатывает программы своих действий. Познавательная деятельность человека проходит в условиях активно-опережающего восприятия и отражения окружающего мира, решения различного рода проблемных ситуаций, без чего поставленная цель не может быть достигнута. В основе активного обучения лежит принцип непосредственного участия, который обязывает учителя сделать каждого учащегося участником учебно-воспитательного процесса, действующим, ведущим поиск путей и способов решения изучаемых в учебном курсе проблем.

№ слайда 18

Описание слайда:

МУЛЬТИМЕДИА И УЧЕБНАЯ ИГРА Мультимедиа-технологии и созданные мультимедиа-ресурсы могут быть использованы при реализации самых разных методов обучения. Одними из методов, в которых использование мультимедиа может дать наибольший педагогический эффект, являются различные игры, используемые в учебном процессе. Существующие школьные дисциплины ставят перед собой задачу не только сообщить учащимся определенную информацию и научить действовать в определенных, наиболее часто встречающихся ситуациях, но и привить заинтересованность к углубленному или самостоятельному изучению предмета. Эта заинтересованность является одной из форм проявления повышения познавательной активности школьников. Совершенно очевидно, что ее повышение способствует более глубокому изучению дисциплин. Таким образом, повышение познавательной активности на уроках представляет собой положительную во всех отношениях тенденцию. Внедрение же в повседневную практику дидактических игр с использованием мультимедиа-ресурсов активно способствует этому. Многие игры несут в себе элемент познания. В каких-то играх это проявляется сильнее, в каких-то менее сильно. Существует целый ряд игр, направленных на развитие внимания, интеллекта, на передачу новой информации. Как и всякий интеллектуальный труд, учеба достаточно быстро вызывает утомление, снижение концентрации внимания и способности к восприятию информации. Механическое заучивание материала, зубрежка, нередко практикуемые в школах, вызывают утомление, неприятие учебы, а со временем, могут вызвать реакцию отторжения. При этом существует достаточно простой, не требующий больших трудозатрат способ сделать процесс приобретения знаний интересным. Это, так называемая, дидактическая игра. Во время игры школьник незаметно для себя выполняет те задания, ту работу, которые в обычном виде кажутся ему скучными, неинтересными, трудными. Использование мультимедиа-ресурсов позволяет сделать такие игры более яркими, живыми и интересными. Существуют дидактические игры, реализация которых без использования мультимедиа-технологий становится невозможной.

№ слайда 19

№ слайда 20

№ слайда 21

Описание слайда:

МУЛЬТИМЕДИА В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧАЩИХСЯ Использование мультимедиа-технологий может существенно видоизменить самостоятельную учебную работу школьников, повышая ее эффективность. Во время обучения у школьников необходимо сформировать устойчивую потребность к самостоятельному изучению научной, учебной и методической литературы, потребность в использовании современных мультимедиа-ресурсов, большинство из которых публикуется в сети Интернет. Для этого учащийся должен быть поставлен в ситуацию необходимости собственной познавательной активности. Именно поэтому в системе общего среднего образования важна организация эффективной самостоятельной работы школьников. Поскольку многообразие существующих классификаций видов самостоятельной деятельности обучающихся достаточно велико, рассмотрим лишь классификацию по уровню познавательной самостоятельности школьников. Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу. Работы этого типа выполняются на основе использования образца, в качестве которого могут быть использованы различные мультимедиа-ресурсы. Познавательная самостоятельная деятельность школьников проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании, подведении известного метода под новую задачу. Назначение таких работ состоит в закреплении способов выполнения заданий, формировании умений и навыков, их прочному закреплению, создании основы для выполнения заданий более высокого уровня познавательной активности и самостоятельности. Подобные работы могут быть заданы в форме самостоятельной работы с подобранными учителем Мультимедиа-ресурсами, конспектом занятий по отбору и систематизации учебного мультимедиа-материала.

№ слайда 22

Описание слайда:

МУЛЬТИМЕДИА В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧАЩИХСЯ Эвристические самостоятельные работы. Самостоятельные работы этого типа содержат познавательные задачи, требующие от школьника анализа незнакомой ему ситуации и получения необходимой мультимедиа-информации. При выполнении работ эвристического типа познавательная активность и самостоятельность школьника выражается в проводимых им обобщениях при анализе проблемной ситуации и нахождения способов решения задачи. В результате выполнения таких заданий школьники приобретают опыт поисковой деятельности, овладевают элементами творчества. Творческие (исследовательские) самостоятельные работы. Самостоятельные работы этого типа предполагают непосредственное участие школьника в производстве новых для него знаний с использованием мультимедиа-информации. Школьник должен самостоятельно осуществлять выбор средств и методов решения, стоящих пред ним задач, определить и отобрать необходимые для выполнения задания знания и мультимедиа-ресурсы. Самостоятельную работу последних двух типов рекомендуется проводить в форме проектов. Одним из наиболее распространенных подходов к реализации самостоятельного обучения, основанном на широкомасштабном использовании мультимедиа-информации являются комплексные кейс-технологии. Такие технологии основаны на самостоятельном изучении печатных и мультимедийных учебно-методических материалов, предоставляемых обучаемому в специальной форме (форме кейса). При этом существенная роль отводится традиционным классно-урочным занятиям. При этом часто акцент делается на активную работу школьников в составе групп со специально подготовленными учителями.

№ слайда 23

Описание слайда:

МУЛЬТИМЕДИА В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧАЩИХСЯ Подобные технологии используют компьютерные сети и опубликованные в них мультимедиа-ресурсы для проведения консультаций, конференций, переписки и обеспечения школьников учебной и другой информацией из электронных библиотек, баз данных и систем электронного администрирования учебных заведений. Важным достоинством используемых для этого мультимедиа-технологий является возможность более оперативного руководства школьниками, их воспитания в процессе общения с учителем и классом. В целом, внедрение кейс-технологии в учебный процесс представляет собой удобный способ перехода к большему объему самостоятельного обучения школьников, связанный со стремлением сохранить и использовать богатые возможности традиционных методов обучения в системе общего среднего образования. Особенностью мультимедиа-материалов, используемых в самостоятельном обучении в рамках описываемых методов, являются:полнота и целостность системно организованного комплекта мультимедиа-материалов, позволяющих школьникам самостоятельно полноценно изучать дисциплину в условиях возможного сокращения очных контактов с учителем и отрыва от традиционных школьных библиотек; существенная интерактивность всех мультимедиа-ресурсов, предполагающая и стимулирующая активную самостоятельную работу школьников; возможная ориентация на профессиональную деятельность обучаемых (особенно для профильного обучения).Несмотря на возможное увеличение при этом самостоятельного обучения, важным элементом таких технологий являются традиционные очные занятия в школах, также проводимые с использованием мультимедиа-технологий. Такие занятия должны быть рассчитаны на практическое применение школьниками различных знаний и навыков, полученных в ходе самостоятельного изучения и осмысления больших самостоятельных блоков учебного материала.

Ключевые слова

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ / ЭКСПОЗИЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / MULTIMEDIA TECHNOLOGIES / MOBILE APPLICATION / EXPOSITION / ARTS PERCEPTION / INTERACTIVITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы - Щетинина Светлана Юрьевна

В статье рассматриваются мультимедийные технологии в качестве средств презентации произведений искусства в художественной экспозиции на территории крупнейших музеев и исследовательских центров мира. Описываются технологические достижения и тенденции в оснащении художественных экспозиций , функциональные возможности и особенности выразительных средств мультимедийных технологий . Рассматривается специфика художественного восприятия произведений, показанных зрителю с использованием мультимедийных технологий .

Похожие темы научных работ по искусствоведению, автор научной работы - Щетинина Светлана Юрьевна

  • Визуальные медиа в мультимедийной инсталляции

    2016 / Щетинина Светлана Юрьевна
  • Интерактивность и иммерсивность в медиасреде. К проблеме разграничения понятий

    2019 / Эвалльё Виолетта Дмитриевна
  • Проблемы внедрения стационарных интерактивных мультимедиа систем в музейные экспозиции. Риски и решения

    2018 / Набиуллин Артур Финатович, Шакиров Альберт Саубанович, Мухтов Ильдар Газинурович
  • Некоторые аспекты использования мультимедиа в экспозиционных практиках (на примере Национального музея Республики Казахстан)

    2016 / Медеуова Кульшат Агибаевна, Бакытова Лейла Бакыткызы
  • Мультимедиа в современной музейной экспозиции

    2011 / Баруткина Лариса Петровна
  • Интеграция мультимедийных технологий в пространство театра

    2015 / Веллингтон Анна Тихоновна
  • Развитие форм музейного экспонирования на примере создания экспозиции " 20 век: Ставрополь - Тольятти" Тольяттинского краеведческого музея

    2016 / Ланкова Наталья Михайловна
  • Мультимедийное пространство театра

    2014 / Ростовский Евгений Григорьевич
  • Искусство по телефону: художественные стратегии медиа-арта

    2013 / Югай Инга Игоревна
  • Живописное произведение как универсальный мультимедийный слой

    2019 / Юргенева Александра Львовна

Works of art modern multimedia presentation technologies

Use of modern technologies in Art Science becomes more popular among artists day after day and multimedia technologies are one of them. Technological innovations of today influenced the way and form of thinking in art and created new ways of interaction with it. Exhibition spaces and museums in advanced countries are equipped in the best ways: MoMa museum New York; Gallery One The Cleveland Museum of Art; ZKM Center for Art and Media Karlsruhe; Experimental Media and Performing Arts Center New York; City University of Hong Kong; The iCinema Centre for Interactive Cinema Research Sydney. Multimedia mobile navigation in the MoMa museum is able to produce statistics data concerning exhibitions visits, and enhanced artistic perception of art objects (audio tour and visual analysis of a work of art). Gallery One Cleveland Museum of Art mobile app gives the spectator a possibility to learn the story of the characters depicted and the story of the artwork creation, to unite small parts to get complete picture, to obtain historical information, art history analysis, additional illustrations and other materials. Panoramic interactive screen in the Center for Art and Media Karlsruhe Germany is made for a larger visual coverage and provides visual information to the spectator interactively, giving a possibility to manipulate it in real time. Interactive panorama is also used by artists as an expressive means for their installations and performances. Combinations of various environmental instruments and the contemplation of ideas and perception of their differences are investigated on the Experimental Media and Performing Arts Center exhibition space. «Extra Shapes» project explores spontaneity, functioning and the spectator"s perception of environmental effects: light, sound, video, dance, etc. Modern multimedia presentation technologies expand the artistic reality, deepen interaction with the audience, enrich the artistic imagery revealing its new borders. Multimedia art technologies create synthetic unity of visual, auditory, kinesthetic and other components running within controlled environment. But still, there are pros and cons for virtualization of artistic perception of traditional art in a museum: on the one hand it updates the work of art, on the other hand it promotes loss of its unique character perception. The technology is a mediator, which partially controls artistic perception.

Текст научной работы на тему «Современные мультимедийные технологии презентации произведений искусства»

Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2016. № 4 (24)

Б01: 10.17223/22220836/24/20

С.Ю. Щетинина

СОВРЕМЕННЫЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА

В статье рассматриваются мультимедийные технологии в качестве средств презентации произведений искусства в художественной экспозиции на территории крупнейших музеев и исследовательских центров мира. Описываются технологические достижения и тенденции в оснащении художественных экспозиций, функциональные возможности и особенности выразительных средств мультимедийных технологий. Рассматривается специфика художественного восприятия произведений, показанных зрителю с использованием мультимедийных технологий. Ключевые слова: мультимедийные технологии, мобильные приложения, экспозиция, художественное восприятие, интерактивность.

В современном искусствознании растет интерес к различным технологическим новшествам, которые осваиваются художниками, и мультимедийные технологии - одно из них. Мультимедиа является средством «предоставления информации с помощью объединения множества воспринимаемых человеком сред (аудиальное, визуальное и кинестетическое воздействие), управляемых интерактивным программным обеспечением» . Изобразительно-выразительные средства, характерные для мультимедиа, обладают уникальной особенностью - интерактивностью и специфической эстетической природой, в которой объединены пространством и временем художественные средстваи материалы .

Технологические достижения современности оказали влияние на стиль и формы мышления в среде искусства, породив новые способы взаимодействия с ним. Доступность мультимедийных устройств большому количеству людей в повседневной жизни со временем сделала их часто используемыми и изменила восприятие визуальной реальности. Зрительная погруженность во взаимодействие с экраном монитора, планшета, телефона, вовлеченность в глобальную Сеть повлияли на возможности эстетического и психологического восприятия зрительных образов.

Одно из направлений применения технологии мультимедиа - презентация произведений искусства, ставших историческим наследием, посредством чего такие произведения актуализируются и обретают новое звучание. Другая область применения мультимедиа проявляется в качестве инструмента художественной выразительности в современных художественных практиках, таких как перформанс и инсталляция. В данной статье приведены практические примеры применения мультимедиа как технологии презентации классического искусства и как выразительного средства перформанса.

Современные мультимедийные технологии играют большую роль в пере -даче и актуализации культурного наследия художественных музеев. Наиболее оснащенными технологическими средствами являются выставочные

площадки и музеи развитых стран: музей MoMa, Нью-Йорк, США; музей искусства GALLERY ONE, Кливленд, США; центр искусств и медиа-технологий в Карлсруэ (ZKM), Германия; Экспериментальный центр медиаи-скусства и перформанса (Experimental Media and Performing Arts Center), Нью-Йорк, США. В области разработки и внедрения технологий ведущую роль играют Городской университет Гонконга (City University of Hong Kong, CityU), Гонконг, КНР; Центр исследований интерактивного кино (The iCinema Centre for Interactive Cinema Research), Сидней, Австралия. Остановимся на некоторых технологических достижениях перечисленных выставочных и научных центров.

Рассмотрим ряд функциональных возможностей мультимедийных устройств, а именно мультимедийную мобильную навигацию. Мобильное приложение, расширяющее взаимодействие с коллекцией искусства, использует музей MoMa в Нью-Йорке. Мобильное приложение позволяет зрителю, во-первых, составить пространственное представление о границах и тематических разделах, уровнях экспозиции; во-вторых, заранее определиться в предпочтениях и спланировать посещение; в-третьих, сделать интерактивную метку «на карте» экспозиции, сопроводив ее персональной информацией, и открыть доступ участникам сетевых сообществ. Приложение содержит поэтажные планы здания музея с обозначением текущих выставок на этажах, выставки в приложении представлены иллюстрациями экспонатов, текстовой, видео- и аудиоинформацией о них.

Мобильное приложение музея МоМа, Нью-Йорк, США

В результате применения мобильного приложения восприятие экспозиционного пространства расширяется большим охватом его глубины и границ, предварительным выбором приоритетных мест, возможностью сообщить об этих местах другим зрителям в реальном времени или в дальнейшем. Мобильное приложение предварительно информирует о произведениях на вы-

ставке, мотивируя зрителей к посещению музея. Особенностью данной технологии является возможность получения статистических данных о посещениях выставок, так как программа фиксирует количество обращений к определенным экспонатам и обеспечивает обратную связь со зрителями, так как они отмечают и формируют «собственную» коллекцию фотоснимков произведений искусства.

Кроме того, данное мобильное приложение дополняет художественное восприятие звуковым сопровождением. В аудиоописание картин и биографий художников включен профессиональный многоголосый закадровый дубляж (отдельно для детей и взрослых), способствующий погружению в атмосферу произведения. Звуковое сопровождение реализовано в двух вариантах: в виде функции «аудиотур» (которым можно воспользоваться, не находясь в музее), а также в виде функции «визуальный анализ» произведения. «Визуальный анализ» позволяет прослушать голосовое описание картин с детальной характеристикой изображения, в которой виртуальный посетитель видит репродукцию и слышит визуальный анализ полотна, представленный профессиональным искусствоведом.

Использование мобильных устройств и приложений к ним в целях обучения носит персонифицированный характер и совместимо с индивидуальными познавательно-образовательными задачами зрителя. Обучение с помощью мультимедийных приложений ориентировано на специальное изучение разделов истории искусства, стилей, жанров без участия специалиста (экскурсовода).

Мобильное приложение музея GALLERY ONE, Кливленд, США

Другое мобильное приложение нацелено на изучение предмета искусства и взаимодействие с ним, оно разработано для музея GALLERY ONE в Кливленде, США. Технология дает возможность зрителю более активно взаимодействовать с произведением, быстро различать его в ряде других, в том числе в исторической перспективе. В процессе взаимодействия с экспонатом через мобильное приложение зритель имеет возможность совершать различные игровые и познавательные манипуляции: узнать о героях, изображенных на картине, или историю ее создания, собрать изображение фрески самостоя-

тельно по частям. Технические устройства предоставляют информацию зрителю разными способами: на мультимедийной интерактивной стене, где можно выбрать направление изучения по репродукции или периоду истории; на переносных информационных интерактивных панелях, размещенных непосредственно рядом с экспонатом; в форме мобильных устройств, работающих совместно с приложениями к ним. Информационные интерактивные панели сопровождают экспонаты исторической справкой, искусствоведческим анализом произведения, дополнительными иллюстрациями и другими материалами.

Мультимедийная интерактивная стена в музее GALLERY ONE, Кливленд, США

Функции расширенного восприятия произведений существенно улучшают запоминание информации об артефактах при взаимодействии с ними посредством мультимедийного устройства, однако специфической чертой такой формы художественного восприятия является его запрограммированный сценарий. Акт художественной коммуникации заведомо определен, результат прочтения произведений записан, зрителю остается усвоить материал, что, вероятно, может ограничивать самостоятельную зрительскую активность.

Художественная коммуникация изменяется с включением в нее мультимедийных устройств-посредников. Благодаря применению мобильных устройств и мультимедиа зрительские впечатления от взаимодействия с объектами искусства становятся направленными и конкретными с точки зрения их интерпретации.

Технологии позволяют передать стратегии прочтения, разработанные знатоками искусства, «профессиональное видение» напрямую зрителю . Так, например, специальное приложение интерактивной галереи GALLERY ONE дает расширенную возможность коммуникации: возмож-

ность повторить визуальные очертания образа в графической зарисовке на планшете, сымитировать позу скульптуры или эмоцию, запечатленную в ней, сохранить репродукцию в мобильное устройство. Перечисленные интерактивные опции способствуют интенсификации вовлеченности в процесс художественной коммуникации зрителя и произведения искусства .

Таким образом, использование мультимедийных мобильных устройств существенно дополняет реальность непосредственного художественного восприятия произведений искусства: навигацией в пространстве галереи, индивидуальной стратегией коммуникации с искусством. Далее рассмотрим другой тип технологий в художественной экспозиции - панорамные интерактивные экраны. Экран создается для большего охвата массива визуальной информации и выделения необходимой ее части зрителем.

Практическим применением такой технологии в выставочном пространстве занимается крупнейший в мире Центр искусств и медиатехнологий, основанный в 1997 г. в г. Карлсруэ, Германия (Zentrum für Kunst und Medientechnologie, ZKM). Центр интегрирует достижения в технике и искусстве, объединяет выставочную и научную деятельность, является площадкой мультимедиа технологий, а также размещает художественные проекты, разработанные Институтом визуальных медиа (Institute of Visual Media), расположенным при центре. Институт разрабатывает и внедряет в практику передовые технологии мультимедиа, здесь можно познакомиться с ними до их массового распространения.

Интерактивная информационная панорама, ZKM, Карлсруэ, Германия

Инновационным устройством, входящим в оснащение художественных проектов в центре ZKM, является интерактивная демонстрационная панорама высокого разрешения (Interactive High Resolution Panorama), которая предоставляет визуализацию информации для зрителя с интерактивным содержанием и возможностью манипуляций с ней в реальном времени. Информационное содержание панорамы представлено репродукциями, иллюстрациями в сопровождении с текстами и используется в образовательных целях.

Другое ее применение как части инсталляции или интерактивного пер-форманса используется художниками, ивих проектах мультимедийная панорама является особенным выразительным средством. Как выразительное средство, этот объект привносит уникальные возможности в инсталляцию: кинетические эффекты, сферическую панорамную обзорность и объемность видеоизображений, что в сумме усиливает визуальное воздействие и синхронизирует его со звуковым и осязаемым воздействием на зрителя.

Интерактивная демонстрационная панорама, ZKM, Карлсруэ, Германия

Характерными особенностями интерактивной панорамы являются ее большой размер (по сравнению с человеческим телом), геометрия и размещение в пространстве (изогнутая форма, охватывающая внимание зрителя внутри себя), а также интерактивность. Можно предположить, что особенности такого устройства влияют на зрительное восприятие, которое расширяется до восприятия телесного.

Справочная информация с интерактивной панорамы усваивается с помощью мобильного планшета или телефона, предоставляя зрелищную подачу зрителю, однако если речь идет об изобразительном восприятии, вероятно, утрачивается непосредственное созерцание оригинального размера изображаемого, пропорции существенно искажаются. Художественное восприятие визуальных образов, переданных интерактивной панорамой, меняется, интенсифицируется, становится фрагментарным и динамичным.

Экспериментальный центр медиаискусства и перформанса (Experimental Media and Performing Arts Center) в Нью-Йорке, США, занимается изучением и внедрением передовых устройств и технологий в деятельность художников. Центр поддерживает эксперименты в работе с пространственными эффектами: световыми, звуковыми и музыкальными, мультимедийными экранными и другими - и соединении их в единую композицию.

На выставочной площадке центра в перформансе «Сверх Формы» (Extra Shapes) художники экспериментируют с мультимедийным содержанием художественного решения. Перформанс состоит из сочетания различных средо-вых инструментов и использует идеи созерцания и восприятия движения света, звука, видео, танца и других сред. Произведение исследует спонтанность, функционирование и восприятие сред зрителем, превращая их взаимодействие в живой интерактивный процесс.

Перформанс «Сверх Формы» в Экспериментальном центре медиаискусства и перформанса,

Нью-Йорк, США

Данный пример перформанса показывает, как современные технологии осваиваются художниками через необычное сочетание средовых инструментов и создание пространства, в котором они выражают свои идеи и приглашают зрителя для проживания этих идей. Инструментами для художника являются не привычные кисть и холст, не планшет и компьютер, а специфически средовые: звук, луч света, движение, видео, исполнение танца, различные механизмы в пространстве и др.

Подводя итог обзору функциональных возможностей мультимедийных устройств, отметим их разновидностями в художественной экспозиции: планшеты, персональные телефоны, навигаторы, интерактивные экраны, панорамы и др. Мобильные устройства и приложения к ним обширно используются в процессе художественной коммуникации с произведениями искусства галерей и музеев. Применение устройств в экспозиции выставочного пространства способствует расширению информационного представления об организованной в этом пространстве реальности, дает дополнительные возможности художественного восприятия. Технологии мультимедиа соединяют несколько видов чувственного восприятия в один поток, транслируют по выбору зрителя видео-, звуковое или текстовое содержание. Технология мультимедиа воздействует одновременно на несколько каналов восприятия , однако виртуализация художественного восприятия носит двойственный характер: с одной стороны, актуализирует произведение, с другой способствует утрате уникальности восприятия оригинала произведения. Технология мультимедиа является посредником, который управляет художественным восприятием и не оставляет места уникальному прочтению произведения искусства у зрителя.

В заключение отметим, что современные технологии презентации расширяют художественную реальность, углубляют взаимодействие со зрителем, обогащают художественную образность, раскрывая его новые границы. Виртуальность и мультимедийность включены в восприятие современного человека, живущего отчасти в среде Интернета, социальных сетей, 4D фильмов и других технологий. Сегодня мультимедиа-технологии в искусстве являются синтетическим единством визуальных, аудиальных, кинестетических и других множественных компонентов, функционирующих в управляемой художником среде. Учитывая эти особенности выразительных средств и способности мультисенсорного восприятия у зрителя, вероятно, традиционная презентация произведений искусства требует переосмысления и включения технологических новшеств в художественную коммуникацию.

Литература

1. Шлыкова О.В. Культура мультимедиа. М. : ФАИР-ПРЕСС, 2004. 415 с.

2. Дворко Н.И. Основы режиссуры мультимедиа-программ / Н.И. Дворко, В.Ф. Познин, И.Р. Кузнецов, А.Е. Каурых. СПб. : СПбГУП, 2005. 313 с.

3. Angeles Munoz Civantos. Using mobile media creation to structure museum interpretation with professional vision // Angeles Munoz Civantos, Michael Brown, Tim Coughlan, Shaaron Ains-worth, Katharina Lorenz [Электронный ресурс]. URL: http://dl.acm.org/citation.cfm?id=2896643 (датаобращения: 01.06.2016).

4. Falk J.H. Understanding Museum Visitors" Motivations and Learning. Museums as social learning spaces. 2013. P. 188-208.

5. АрнхеймР. Искусство и визуальное восприятие. М. : Прогресс, 1974. 392 с.

6. Психология зрительного восприятия / В.Т. Прокопенко, В.А. Трофимов, Л.П. Шарок. СПб. : СПбГУИТМО, 2006. 73 с.

Shchetinina Svetlana Ju. Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts (Novosibirsk, Russian Federation).

E-mail: [email protected]

Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History, 2016, (4) 24; 185-193.

DOI: 10.17223/22220836/24/20

WORKS OF ART MODERN MULTIMEDIA PRESENTATION TECHNOLOGIES

Key words: multimedia technologies, mobile application, exposition, arts perception, interactivity.

Use of modern technologies in Art Science becomes more popular among artists day after day and multimedia technologies are one of them. Technological innovations of today influenced the way and form of thinking in art and created new ways of interaction with it.

Exhibition spaces and museums in advanced countries are equipped in the best ways: MoMa museum New York; Gallery One The Cleveland Museum of Art; ZKM Center for Art and Media Karlsruhe; Experimental Media and Performing Arts Center New York; City University of Hong Kong; The iCinema Centre for Interactive Cinema Research Sydney.

Multimedia mobile navigation in the MoMa museum is able to produce statistics data concerning exhibitions visits, and enhanced artistic perception of art objects (audio tour and visual analysis of a work of art).

Gallery One Cleveland Museum of Art mobile app gives the spectator a possibility to learn the story of the characters depicted and the story of the artwork creation, to unite small parts to get complete picture, to obtain historical information, art history analysis, additional illustrations and other materials.

Panoramic interactive screen in the Center for Art and Media Karlsruhe Germany is made for a larger visual coverage and provides visual information to the spectator interactively, giving a possibility to manipulate it in real time. Interactive panorama is also used by artists as an expressive means for their installations and performances.

Combinations of various environmental instruments and the contemplation of ideas and perception of their differences are investigated on the Experimental Media and Performing Arts Center exhi-

bition space. «Extra Shapes» project explores spontaneity, functioning and the spectator"s perception of environmental effects: light, sound, video, dance, etc.

Modern multimedia presentation technologies expand the artistic reality, deepen interaction with the audience, enrich the artistic imagery revealing its new borders. Multimedia art technologies create synthetic unity of visual, auditory, kinesthetic and other components running within controlled environment. But still, there are pros and cons for virtualization of artistic perception of traditional art in a museum: on the one hand it updates the work of art, on the other hand it promotes loss of its unique character perception. The technology is a mediator, which partially controls artistic perception.

1. Shlykova, O.V. (2004)Kul"turamultimedia . Moscow: FAIR-PRESS.

2. Dvorko, N.I., Poznin, V.F., Kuznetsov, I.R. & Kaurykh, A.E. (2005) Osnovy rezhissury mul"timedia-programm . St. Petersburg: St. Petersburg University of the Humanities and Social Sciences.

3. Civantos, A.M., Brown, M., Coughlan, T., Ainsworth, Sh. & Lorenz, K. (2016) Using mobile media creation to structure museum interpretation with professional vision. Personal and Ubiquitous Computing. 20(1). Available from: http://dl.acm.org/citation.cfm?id=2896643. (Accessed: 1st June 2016). DOI: 10.1007/s00779-015-0895-3

4. Falk, J.H. (2013) Understanding Museum Visitors" Motivations and Learning .In: Br^ndholt Lundgaard, I. & Jensen, J.T. (eds) Museums Social learning Spaces and Knowledge Produsing Processes. Styrelsen. pp. 188-208.

5. Arnheim, R. (1974) Iskusstvo i vizual"noe vospriyatie . Moscow: Progress.

6. Prokopenko, V.T., Trofimov, V.A. & Sharok, L.P. (2006) Psikhologiya zritel"nogo vospriyatiya . St. Petersburg: St. Petersburg ITMO University.

технологий на уроках
Обидина М.Б.

Введение

Государственный образовательный стандарт предъявляет
высокие требования к современному школьнику.
Большие объемы информации и жесткие требования к
знаниям и умениям школьника - вот современные условия
образовательного процесса.
Главная цель видится в грамотном использовании
дидактических возможностей применения представления
различных видов информации (звука, видео анимации,
графики и т.п.) в ходе учебного процесса.
Использование современных мультимедиа и гипермедиа технологий в преподавании позволяет наглядно
демонстрировать возможности изучаемого программного
обеспечения, в том числе с помощью видеоуроков
(мультимедийных презентаций), позволяет повысить
эффективность и мотивацию обучения.

Мультимедиа технологии в образовании

Мультимедийные технологии
обогащают процесс обучения, позволяют сделать
обучение более эффективным, вовлекая в процесс
восприятия учебной информации большинство
чувственных компонент обучаемого.
Мультимедиа и гипермедиа-технологии
интегрируют в себе мощные распределенные
образовательные ресурсы, они могут обеспечить
среду формирования и проявления ключевых
компетенций, к которым относятся в первую очередь
информационная и коммуникативная.

Мультимедиа
это взаимодействие визуальных и
аудиоэффектов под управлением
интерактивного программного
обеспечения с использованием
современных технических и
программных средств, они
объединяют текст, звук, графику,
фото, видео в одном цифровом
представлении.

Гипермедиа

это компьютерные файлы,
связанные посредством
гипертекстовых ссылок для
перемещения между
мультимедийными объектами.

Использование мультимедиа технологий

Применение видеофильмов и мультимедиа технологий дают
возможность повысить степень активности школьников и
привлечь внимание учащихся.
Видеометод можно использовать:
для преподнесения знаний,
для организации контроля,
закрепления,
повторения,
обобщения,
успешно выполняет все дидактические функции.
Метод покоится преимущественно на наглядном восприятии
информации.
Обучающая и воспитывающая функции данного метода
обуславливаются высокой эффективностью воздействия
наглядных образов. Информация, представленная в
наглядной форме, является доступной для восприятия,
усваивается легче и быстрее.

Использование видеометода в учебном процессе обеспечивает возможность:

дать учащимся более полную, достоверную
информацию об изучаемых явлениях и процессах;
повысить роль наглядности в учебном процессе;
удовлетворить запросы, желания и интересы
учащихся;
освободить учителя от части технической работы,
связанной с контролем и коррекцией знаний;
наладить эффективную обратную связь;
организовать полный и систематический контроль,
объективный учет успеваемости.

Особенности подготовки учебных мультимедиа презентаций

При создании мультимедийных
презентаций необходимо учитывать
следующие требования:
Мотивация.
Постановка учебной цели.
Создание предпосылок к восприятию
учебного материала.
Подача учебного материала.
Оценка.

Назначение:

Мультимедийные обучающие презентации
предназначены для помощи
преподавателю и позволяют удобно и
наглядно представить материал.
Применение даже самых простых
графических средств является
чрезвычайно эффективным средством.
Мастерски сделанная презентация может
привлечь внимание обучаемых и
пробудить интерес к учебе.

Типы презентаций

Со сценарием (Материал в такой презентации хорошо
организован, ее можно отрепетировать заранее, чтобы обеспечить
безупречную презентацию)
Интерактивные (удобно реализовать индивидуальные "экскурсии""
по учебному материалу, которые позволяют пользователю самостоятельно
ознакомиться с информацией о предмете)
Самовыполняющиеся (Законченный информационный
продукт, который можно использовать для самостоятельного изучения
школьником в ходе урока или дома)
Обучающие презентации (предназначены для помощи
преподавателю и обучаемому и позволяют удобно и наглядно представить
материал)

Принципы создания презентации:

Презентация должна быть краткой,
доступной и композиционно целостной.
Продолжительность презентации со сценарием
должна составлять не более 20-30 минут. Для
демонстрации нужно подготовить примерно 20-25
слайдов (показ одного слайда занимает около 1
минуты, плюс время для ответов на вопросы
слушателей).
При изложении материала следует
выделить несколько ключевых моментов и в
ходе демонстрации время от времени
возвращаться к ним, чтобы осветить
вопрос с разных сторон. Это гарантирует
должное восприятие информации вашими
слушателями. Не бойтесь повторить свою мысль,
если хотите, чтобы ее усвоили.

Указания по созданию эффективной презентации:

Прежде чем приступить к работе над презентацией, следует
добиться полного понимания того, о чем вы собираетесь
рассказывать.
В презентации не должно быть ничего лишнего. Каждый слайд
должен представлять собой необходимое звено повествования и
работать на общую идею презентации. Неудачные слайды
необходимо объединить с другими, переместить или удалить
вообще.
Пользуйтесь готовыми шаблонами при выборе стиля символов и
цвета фона. Не бойтесь творческого подхода. Экспериментируйте
при размещении графики и создании спецэффектов.
Не перегружайте слайды лишними деталями. Иногда лучше
вместо одного сложного слайда представить несколько простых.
Не следует пытаться "затолкать" в один слайд слишком много
информации.
Дополнительные эффекты не должны превращаться в самоцель.
Их следует свести к минимуму и использовать только с целью
привлечь внимание зрителя к ключевым моментам демонстрации.
Звуковые и визуальные эффекты ни в коем случае не должны
выступать на передний план и заслонять полезную информацию

Мультимедийная презентация должна обладать следующими качествами:

Удобной системой навигации, позволяющей легко
перемещаться по презентации
Использование мультимедийных возможностей
современных компьютеров и Интернет
(графических вставок, анимации, звука если
необходимо и др.).
Разбивка урока на небольшие логически
замкнутые блоки (слайды).
Каждый слайд презентации должен иметь
заголовок.
Ссылки на литературные источники, электронные
библиотеки и на источники информации в сети
Интернет.
Доступностью - быстрая загрузка, без усложнения
эффектами.

При создании мультимедийной презентаций необходимо:

провести разбивку урока на небольшие смысловые части –
модули. Каждый слайд должны иметь заголовок;
подбор для каждого модуля соответствующей формы
выражения и предъявления обучаемым заголовка
раздела, текстов, рисунков, таблиц, графиков, звукового
и видеоряда и т.п. (согласно содержанию);
моделирование познавательной деятельности обучаемых
при изучении раздела и использование результатов при
его составлении (определяется основная
последовательность перехода между слайдами);
проектирование способов закрепления знаний и навыков
и осуществления обратной связи (подбор задач,
контрольных вопросов, заданий для моделирования,
разработка способов анализа ответов, реплик на
типичные неправильные ответы, составление подсказок
(help));
составление текстов, разработку рисунков, таблиц, схем,
чертежей, видеоряда, согласно требованиям эргономики;
компоновку модулей каждого раздела урока с
эргономической точки зрения.

Каждый модуль по максимуму включает в себя:

Текст психологического настроя
Цели изучения модуля
Учебные вопросы
Учебный материал
Набор ключевых проблем по теме модуля
Лучшие работы учеников прошлых групп
Новые работы учеников
Вопросы для самопроверки и
рефлексии(желательно с ответами,
комментариями и рекомендациями)
Структурно-логическая схему модуля
Список литературы к модулю и ссылки на
сайты Интернет по тематике модуля.При создании мультимедийных презентаций
необходимо учитывать особенности восприятия
информации с экрана компьютера.
Необходимо поддерживать единый стиль
представления информации для всего урока и
стремиться к унификация структуры и формы
представления учебного материала (унификация
пользовательского интерфейса, использование
графических элементов, создание шаблонов уроков).
Шрифты рекомендуется использовать стандартные -
Times, Arial. Лучше всего ограничиться использование
двух или трех шрифтов для всей презентации.Целесообразно применение различных маркеров
и др.) для выделения элементов
текста(маркированные списки)
Рекомендуется использование цвета в презентации,
наиболее эффективно выделять отдельные куски
текста цветом и отдельные ячейки таблицы или
всю таблицу цветом (фон ячейки или фон
таблицы). Вся презентация выполняется в одной
цветовой палитре, обычно на базе одного шаблона.
Важно проверять презентацию на удобство чтения с
экрана компьютера. Тексты презентации не должны
быть большими. Рекомендуется использовать
сжатый, информационный стиль изложения
материала.При создании мультимедийной презентации
необходимо решить задачу:
как при максимальной информационной насыщенности
продукта обеспечить максимальную простоту и
прозрачность организации учебного материала для
обучаемого.
Нужно уметь вместить максимум информации в
минимум слов, привлечь и удержать внимание
обучаемых. Просто скопировать информацию с других
носителей и разместить её в презентации уже
недостаточно.
При подготовке мультимедийных презентации
преподаватель должен использовать возможности
Интернет, современные мультимедийные
энциклопедии и электронные учебники.

Для обеспечения дидактических функций учебно-методического комплекса к мультимедийной презентации предъявляются следующие требования:

Для обеспечения дидактических функций учебнометодического комплекса к мультимедийной
презентации предъявляются следующие требования:
Текстовые фрагменты могут сопровождаться аудио- или
видеоинформацией для выделения смысловых акцентов.
В мультимедийной презентации может содержаться
дополнительный материал, а также материал для углубленного
изучения темы.
Наиболее важные элементы мультимедийной презентации
должны иметь подсказки или пояснения. Справочный материал
презентации содержит основные определения, наиболее важные
даты истории развития информатики, таблицы для сравнения
определенных характеристик объектов и т. п.
После изучения каждой структурной единицы учебного
материала в презентации содержится материал для обобщения,
представляющий изученный материал в более кратком виде.
Мультимедийная презентация должна быть открыта для
развития.
Текст мультимедийной презентации должен иметь возможность
копирования, вывода на печать.

Этапы подготовки мультимедийной презентации:

Структуризация учебного материала
Составления сценария реализации
Разработка дизайна презентации
Подготовка медиафрагментов (тексты,
иллюстрации, видеосъемка, запись
аудиофрагментов)
Подготовка музыкального
сопровождения
Тестирование-проверка

При изучении нового материала. Позволяет
иллюстрировать разнообразными наглядными средствами.
Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо
показать динамику развития какого-либо процесса.
При закреплении новой темы
Для проверки знаний. Компьютерное тестирование –
это самопроверка и самореализация, это хороший стимул для
обучения, это способ деятельности и выражения себя. Для
учителя – это средство качественного контроля знаний,
программированный способ накопления оценок.
Для углубления знаний, как
дополнительный материал к урокам.
При проверке фронтальных
самостоятельных работ. Обеспечивает наряду с
устным визуальный контроль результатов.

Методы использования мультимедийных презентаций.

При решении задач обучающего
характера. Помогает выполнить рисунок, составить план
решения и контролировать промежуточные и окончательный
результаты самостоятельной работы по этому плану
Средство эмоциональной разгрузки. Во
время проведения блочных уроков или длительных консультаций
перед экзаменами - стоит включить видеозаставки экспериментов
или мультфильмы при этом у учеников исчезает усталость,
появляется заинтересованность, они ищут ответы, обращаются к
учителю с вопросами, заряжаются новой энергией. Мультимедиа программы смотрятся как видеофильм, но с возможностями
вмешиваться в ход действий и вести диалог.
Как средство для изготовления
раздаточного дидактического
материала, кодограмм и карточек.
Персональный компьютер в руках учителя, в дополнении со
сканером и принтером – это минитипография педагога.

Технические средства:

Предусматривается наличие в школе компьютерного класса с
Windows-совместимыми компьютерами. В состав компьютерного
класса включается базовое вычислительное и коммуникационное
оборудование и программное обеспечение (ПО), которое широко
используется в реальных информационных средах:
- персональные компьютеры, оснащенные системным и
специальным программным обеспечением;
- сетевое оборудование, объединяющее персональные
компьютеры в локальную сеть и реализующее выход в
Internet;
- широкий спектр совместно используемых периферийных
устройств;
- проекционное оборудование. (мультимедийный проектор
и/или демонстрационный телевизор, подключенный к
компьютеру)
Современные тенденции работы с мультимедийной
информацией требуют наличия сканера, звуковых карт,
хорошего принтера. В качестве желательного оборудования
можно указать цифровой фотоаппарат и видеокамера

Программные средства:

Программа Microsoft PowerPoint - позволяет учителю
самостоятельно подготовить мультимедийное пособие к уроку по
любому предмету с минимальными временными затратами.
Программа Microsoft Producer – надстройка над Microsoft
PowerPoint позволяет создавать мультимедийные презентации с
синхронизированными слайдами, изображениями, аудио и видео
материалов с демонстрацией через Интернет.
Для подготовки изображений учитель может использовать
графические редакторы Adobe Photoshop и CorelDraw.
Для подготовки анимационных изображений рекомендуется
использовать Flash технологии (Macromedia Flash).
Подготовку текстового материала наиболее целесообразно
проводить в текстовом редакторе Microsoft Word.
Подробнее…

Примеры презентаций:

Решай. Смекай и разгадывай.
Компьютерные вирусы.
Табличная организация данных.

Практическая работа:

Создайте презентацию на
произвольную тему.

Запуск программы:

1.
Пуск→
Все программы →
Microsoft Office →
Microsoft Office PowerPoint 2003
2. Создать презентацию…

Основные действия:

o Новый слайд: Вставка →Создать слайд
o Оформление слайда:
Формат →Оформление слайда…
o Разметка слайда:
Формат →Разметка слайда…
o Настойка анимации:
Показ слайдов → Настойка анимации
o Показ презентации:
Показ слайдов → Начать показ(F5)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Среднепрофесиональный колледж ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия» МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЯ Выполнила: преподаватель Перепелицина Е.В.

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Мультимедиа (multimedia) ─ это «современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию)». Мультимедиа ─ это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать (выводить) такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь. Понятие о мультимедиа технологиях

4 слайд

Описание слайда:

Важно понимать, что, как и многие другие слова языка, слово "мультимедиа" также имеет сразу несколько разных значений. Мультимедиа - это: - технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов; - информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов; - компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов; - компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов; - особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.).

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Согласно наиболее распространенного определения мультимедиа (мультимедиа средства) представляет собой компьютерные средства создания, хранения, обработки и воспроизведения в оцифрованном виде информации разных типов: текста, рисунков, схем, таблиц, диаграмм, фотографий, видео - и аудио-фрагментов и т. п. Таким образом, упрощенно под мультимедиа можно понимать комбинированное представление информации в разных формах (текст, звук, видео и т. д.).

7 слайд

Описание слайда:

Основные компоненты мультимедийного компьютера Обычно под набором комплектующих, объединенных понятием «мультимедийный компьютер», понимают следующий их состав: · Корпус с блоком питания; · Системная (материнская) плата; · Центральный процессор; · Оперативная память; · Видеоадаптер; · Монитор; · Накопитель на жестких дисках; · Клавиатура и мышь; · Дисковод CD-ROM и дисковод DVD; · Звуковая карта; · Модем; · Телевизионный и УКВ тюнер.

8 слайд

Описание слайда:

Но даже самый современный компьютер не будет работать без программного обеспечения. Это: · Операционная система; · Прикладные мультимедийные приложения. К прикладным можно отнести мультимедийные приложения, с которыми непосредственно работает обычный пользователь мультимедийного компьютера. В первую очередь это компьютерные игры. Также сюда можно отнести мультимедиа-энциклопедии, видео и аудиоплееры, программы для создания и просмотра презентаций и многие другие.

9 слайд

Описание слайда:

Возможности мультимедиа технологий Несомненным достоинством и особенностью технологии являются следующие возможности мультимедиа, которые активно используются в представлении информации: ─ возможность увеличения (детализации) на экране изображения или его наиболее интересных фрагментов, иногда в двадцатикратном увеличении (режим «лупа») при сохранении качества изображения. Это особенно важно для презентации произведений искусства и уникальных исторических документов; ─ возможность сравнения изображения и обработки его разнообразными программными средствами с научно-исследовательскими или познавательными целями; ─ возможность выделения в сопровождающем изображение текстовом или другом визуальном материале «горячих слов», по которым осуществляется немедленное получение справочной или любой другой пояснительной (в том числе визуальной) информации (технологии гипертекста и гипермедиа);

10 слайд

Описание слайда:

─ возможность осуществления непрерывного музыкального или любого другого аудиосопровождения, соответствующего статичному или динамичному визуальному ряду; ─ возможность использования видеофрагментов из фильмов, видеозаписей и т. д., функции «стоп-кадра», покадрового «пролистывания» видеозаписи; ─ возможность подключения к глобальной сети Internet; ─ возможность работы с различными приложениями (текстовыми, графическими и звуковыми редакторами, картографической информацией); ─ возможность создания собственных «галерей» (выборок) из представляемой в продукте информации; ─ возможность автоматического просмотра всего содержания продукта («слайд-шоу») или создания анимированного и озвученного «путеводителя-гида» по продукту («говорящей и показывающей инструкции пользователя»); включение в состав продукта игровых компонентов с информационными составляющими; ─ возможность «свободной» навигации по информации и выхода в основное меню (укрупненное содержание), на полное оглавление или вовсе из программы в любой точке продукта

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Весьма модное направление развития мультимедийных технологий ─ виртуальная реальность. Виртуальная реальность ─ это получение почти реальных ощущений человеком от нереального мира. Моделирование такого нереального мира неплохо выполняется с помощью современного компьютера. Компьютерные средства создают настолько полные зрительные, звуковые и иные ощущения, что пользователь забывает о реальном окружающем мире и с увлечением погружается в вымышленный мир. Особый эффект присутствия достигается возможностями свободного перемещения в виртуальной реальности, а также возможностями воздействия на эту реальность. Простейший и наименее утомительный вход в виртуальную реальность осуществляется через экран компьютера, на котором эту реальность и можно наблюдать. При этом перемещения и воздействие на виртуальный мир осуществляется обычно с помощью мышки, джойстика и клавиатуры.

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

15 слайд

16 слайд

Описание слайда:

Компьютерный тренинг становится важной составляющей образовательного процесса, особенно в получающих все большее распространение системах дистанционного обучения. Как блоки обучающего и тестирующего материала, так и интерфейсная составляющая повышают эффективность обучения при умелом введении в них мультимедийных элементов. В настоящее время создание мультимедийных обучающих курсов является актуальной и динамично развивающейся отраслью.

«Мультимедийные презентации» - Сформировать мотивацию к учению. Мультимедийная презентация может быть использована: Триединая дидактическая цель урока. Повышение производительности урока. 3. Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи: Особенности данного методического приема. Демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры.

«Мультимедиа» - Значит и звук в компьютерной памяти хранится в дискретной форме» т. е. в виде цифр. Принцип работы фонографа состоит в следующем. Непрерывные электрические колебания, идущие от микрофона, преобразуются в числовую последовательность. Представление результатов компьютерного моделирования. Микрофон используется для ввода звука в компьютер.

«Использование мультимедийных технологий» - Использование мультимедийных технологий в преподавании историко-обществоведческих дисциплин. Мультмедийный учебник. Состав группы: Автономова А.Р. Салмина Е.Г. Гайфуллина Г.Т. Абзалова С.Р. Мультимедийный учебник. Подбор и демонстрация иллюстративного материала, слайдов, аудио, видео фрагментов.

«Мультимедийные презентации уроков» - Суть новых информационных технологий: Разработка сценария мультимедийной презентации. Этапы подготовки мультимедийной презентации: Самовыпол- няющиеся. BH – общая высота треугольников АВС и ABC1. Методы использования мультимедийных презентаций. Обучающие презентации. y. Типы презентаций. Важной проблемой является оформление кадров (слайдов), подаваемых на экран дисплея.

«Средства мультимедиа» - Появление цифровых видеокамер позволило получать сигнал сразу в цифровой форме. Программные продукты для редактирования видео. К сожалению, перечисление всех невозможно, остановимся только на наиболее распространенных программ. 6. Мультимедийные технологии. Мреg 1. Мультимедийный компьютер. Аппаратные средства мультимедиа.

«Мультимедийный урок» - Мультимедийные уроки МАСТЕР-КЛАСС. У учителя появляется возможность сделать урок насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче. Действительно, большую часть информации мы получаем визуально. Приходя в школу, дети спрашивают у меня: «Что нового будет сегодня? Вот уже и до начальной школы добрались. Божанова Светлана Васильевна, учитель начальных классов Высшей категории.

Всего в теме 13 презентаций