В информационных моделях разомкнутых систем управления отсутствует. Конспект урока на тему «Информационные модели управления объектами

В информационных моделях разомкнутых систем управления отсутствует. Конспект урока на тему «Информационные модели управления объектами
В информационных моделях разомкнутых систем управления отсутствует. Конспект урока на тему «Информационные модели управления объектами

КОНТРОЛЬНО - ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

ДЛЯ 11 КЛАССА

Контрольные работы для учащихся 11 класса проводятся с целью проверки знаний учащихся и умений практически пользоваться полученными знаниями.

Они дают учителю объективный материал, характеризующий уровень подготовки всех учащихся. Контрольная работа составлена в виде заданий в двух вариантах.

Контрольные работы рассчитаны на целый урок (45мин).

За учебный год 2014-2015 планируется провести:

- 3 контрольных работ:

Контрольная работа за первое полугодие

Контрольная работа за второе полугодие

Итоговая контрольная работа « Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД)»

Оценивание теста учащихся производится по следующей системе: «5» - получают учащиеся в том случае, если верные ответы составляют от 80% до 100% от общего количества «4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют от 71 до 79% от общего количества; «3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов; «2» - соответствует работа, содержащая менее 50% правильных ответов.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

«Компьютер как средство автоматизации информационных процессов»

Пояснительная записка


Данная контрольная работа проводится с учащимися 11 класса общеобразовательной школы после изучения тем раздела «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов», по учебнику Н.Д.Угриновича в 2-х вариантах.

Учащиеся должны

знать/ понимать:

    назначение и функции операционных систем;

    какая информация требует защиты;

    виды угроз для числовой информации;

    физические способы и программные средства защиты информации;

    что такое криптография;

    что такое цифровая подпись и цифровой сертификат.

уметь:

    соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

    подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения;

    соединять устройства ПК;

    производить основные настройки БИОС;

работать в среде операционной системы на пользовательском уровне
Инструкция к проведению:

Вариант 1

Аl. Когда В.Т. Однер изобрел арифмометр?
1) в 1873 г. 2) в 1879 г. 3) в 1882 г. 4) в 1880 г


1) кипу 2) абак 3) саламинская доска 4) палочки Непера

АЗ. Как называлась первая советская серийная ЭВМ?
1) ПУЛЯ 2)БЭСМ 3) МЭСМ 4) «Стрела»

А4. Что представляет собой большая интегральная схема?
1) набор на одной плате различных транзисторов
2) набор программ для работы на ЭВМ
3) набор ламп, выполняющих различные функции
4) кристалл кремния с сотнями логических элементов

А5. Как называется устройство ввода графических изображений в компьютер?
1) джойстик 2) микрофон 3) сканер 4) клавиатура

А6. К ак называется устройство вывода любой визуальной информации от ПК?
1) колонки
2) монитор 3)принтер 4) плоттер

А7. Как называется принтер, печатающий высококачественные цветные глянцевые копии?
1) матричный 2) лазерный 3) струйный 4) твердокрасочный

А8. Свойство оперативного запоминающего устройства (ОЗУ):
1) энергонезависимость
2) возможность перезаписи информации

3) долговременное хранение информации
4) энергозависимость

А 9. Поименованная информация на диске:
1) дисковод 2)папка 3) файл 4)ка талог

А10. Укажите расширение файла proba.docx.
1) нет расширения 3) рro b а 2) .docx 4) docx

А11. Укажите тип файла fact.exe.
1) текстовый 2) графический 3) исполняемый 4) Web-страница

А12. Имя С: имеет:

А13. Операционная система - это:
1) программа для загрузки ПК
2) программа или совокупность программ, управляющих работой компьютера и обеспечивающих процесс выполнения других программ 3) программыдля обеспечения работы внешних устройств

А14. Для каких целей необходимо системное ПО?
1) для разработки прикладного
ПО
2) для решения задач из проблемных областей
3) для управления ресурсами ЭВМ
4) для расширения возможностей ОС

А15. Выберите прикладные программы для обработки графической информации.
1) М i с ros о ftWord, StarOfficeWriter
2)
Mu1tip1an, Quattro Р ro, SuperCalc
3) Adobe Photoshop, Core1 PhotoPaint, Macromedia Freehand
4) М icr о s о ft Power Point, StarOffice Impress

Аl6. Выберите определение компьютерного вируса.
1) прикладная программа
2) системная программа
3) программа, выполняющая на компьютере несанкционированные действия
4) база данных

А17. Как размножается программный вирус?
1) программа-вирус один раз копируется в теле другой программы
2) вирусный код неоднократно копируется в теле другой программы
3) программа-вирус прикрепляется к другой программе
4)
вирусный код один раз копируется в теле другой программы

А18. Выберите методы реализации антивирусной защиты .
1) аппаратные и программные
2) программные, аппаратные и организационные
3) только программные
4) достаточно резервного копирования данных

А19. Как работает антивирусная программа?
1) на ожидании начала вирусной атаки
2) на сравнении программных кодов с известными виpycaми
3) на удалении зараженных файлов
4) на блокировании неизвестных файлов

В1. Установите соответствие.

    ENIAC

    UNIVAC

    МЭСМ

    «Стрела»

В2. Дайте определение.

Форматирование – это…

В3. Назовите вспомогательные средства защиты от вирусов.

Вариант2

Аl. Когда Блез Паскаль изобрел «Паскалину»? 1) в 1624 г. 2) в 1650 г 3) в 1642 г. 4) в 1630 г.

А2. Какое приспособление для счета, относящееся к ручному этапу развития ИКТ, изображено на рисунке?
1) кипу 2) абак 3) саламинская доска 4) русские счеты

АЗ. Под чьим руководством была создана машина ENIAК?
1) Дж. Маучли и ДЖ. П. Эккерта 2) Г.Айкена
3) Д. Анастасова 4) К. Цузе

А4. За какое изобретение дж. Бардин, У. Шокли, У. Браттейн получили Нобелевскую премию в 1956 г.?
1) печатные платы2)электронно-вакуумные лампы 3) компьютерная мышь 4) транзистор

А5. Как называется устройство, используемое только для управления курсором по экрану монитора?
1) дигитайзер 2) клавиатура 3)трекбол 4) сканер

А6. Как называется устройство, используемое для вывода чертежей на бумажные носители? 1) плоттер 2) принтер 3)колонки 4) монитор

А7. Как называется принтер, используемый для массовой цветной печати?
1) матричный 2) лазерный 3) струйный 4) твердокрасочный

А8. Свойство постоянного запоминающего устройства (ПЗУ):
1) только чтение информации
2) энергонезависимость

3) возможность перезаписи информации
4) кратковременное хранение информации

А9. Файл - это:
1) единица измерения информации
2)программа в оперативной памяти
3)программа или часть памяти, имеющая имя
4) текст, напечатанный на принтере

А10. Укажите расширение файла primer .а vi .
1) primer . avi . 2) . primer 3) а vi 4) .а vi

А11. Укажите тип файла fact.jpeg .
1) текстовый 2) графический 3) исполняемый 4) Web -страница

А12. Имя А: имеет:
1) дисковод для гибких дисков 2) жесткий диск 3) дисковод для DVD-дисков 4) папка

Аl3. Драйвер - это: 1) программа для загрузки ПК
2) программа или совокупность программ, управляющих работой компьютера и обеспечивающих процесс выполнения других программ 3) программы для обеспечения работы внешних устройств
4) программы для работы с файлами

А14. Утилита - это ПО:
1) для разработки прикладного ПО
2) для решения задач из различных областей
3) управляющее всеми ресурсами

4) расширяющее возможности ОС

А15. Выберите прикладные программы для обработки табличной информации .
1) М i с ros о ftWord, StarOfficeWriter
2) M и 1tip1an, Q и attroPro, S и perCalc
3) AdobePhotoshop, Соге 1 PhotoPaint, MacromediaFreehand
4) М i с ros о ftPowerPoint, StarOfficeImpress

Аl6. Назовите типы компьютерных вирусов.
1) аппаратные, программные, загрузочные
2) программные, загрузочные, макровирусы
3) файловые, программные, макровирусы
4) файловые, загрузочные, макровирусы

А17. Выберите наиболее правильное описание этапов действия программного вируса.
1) размножение, вирусная атака
2) запись в файл, размножение

3) запись в файл, размножение, уничтожение программы
4) размножение, запись в файл, удаление программы

А18. Что такое вирусная атака?
1) неоднократное копирование кода вируса в код программы
2) отключение компьютера из-за попадания вируса
3) нарушение работы программы, уничтожение дан
ных, форматирование жесткого диска
4)изменениеданных

А19. Выберите антивирусные программы .
1)
AVP , DrWeb , NortonAntiVirus
2)
MS - DOS , MSWord , А VP
3)
MSWord , MSExcel , NortonCommander
4)
DrWeb , AVP , NortonDiskDoctor

В1. Установите соответствие.

    1624 г.

    1642 г.

    1673 г.

    1804 г.

В2. Дайте определение.

Проводник – это…

В3. Назовите основное средство защиты от вирусов.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

«Моделирование и формализация»

Учитель - разработчик: Хажина Г.И.

Продолжительность работы: 45 минут

Пояснительная записка


Данная контрольная работа проводится с учащимися 11 класса общеобразовательной школы после изучения тем раздела «Моделирование и формализация» по учебнику Н.Д.Угриновича в 2-х вариантах.

Учащиеся должны

знать/ понимать:

    назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;

    использование алгоритма как модели автоматизации деятельности;

    что такое системный подход в науке и практике;

    роль информационных процессов в системах;

    определение модели;

    что такое информационная модель;

    этапы информационного моделирования на компьютере;

уметь:

    иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

    ориентироваться в граф-моделях, строить их по вербальному описанию системы;

строить табличные модели по вербальному описанию системы.

Инструкция к проведению:

1.Текст контрольной работы выдается учащимся в отпечатанном виде 2. Контрольная работа проводится в условиях школьного урока 3. Контрольная работа проводится в привычной для детей обстановке. 4. Учащиеся были ознакомлены и с критериями оценок.

Вариант – 1.

1. Какие пары объектов не находятся в отношении "объект - модель"? А) компьютер - его фотография; Б) компьютер - его функциональная схема; В) компьютер - его процессор; Г) компьютер - его техническое описание.
2. Информационной моделью, которая имеет иерархическую структуру является... А) файловая система компьютера; Б) расписание уроков; В) таблица Менделеева; Г) программа телепередач.
3. Какая модель является статической (описывающей состояние объекта)? А) формула химического соединения; Б) формулы равноускоренного движения; В) формула химической реакции; Г) второй закон Ньютона.
4. Информационной моделью, которая имеет сетевую структуру является... А) файловая система компьютера; Б) таблица Менделеева; В) генеалогическое дерево семьи; Г) модель компьютерной сети Интернет.
5. Информационной (знаковой) моделью является … А) анатомический муляж; Б) макет здания; В) модель корабля; Г) химическая формула.
6. В информационных моделях разомкнутых систем управления отсутствует... А) управляющий объект; Б) управляемый объект; В) канал управления; Г) канал обратной связи.

7. Какие из приведенных ниже определений понятия «модель» верные? Отметить все правильные на ваш взгляд ответы.

А) модель - это некое вспомогательное средство, объект, который в определенной ситуации заменяет другой объект;

Б) модель - это новый объект, который отражает некоторые стороны изучаемого объекта или явления, существенные с точки зрения цели моделирования;

В) модель - это физический или информационный аналог объекта, функционирование которого - по определенным параметрам - подобно функционированию реального объекта;

Г) модель некоторого объекта - это другой объект (реальный, знаковый или воображаемый), отличный от исходного, он обладает существенными для целей моделирования свойствами и в рамках этих целей полностью заменяет исходный объект.

8. Вставьте в предложение наиболее точный термин из предложенного ниже списка.

Если материальная модель объекта - это его физическое подобие, то информационная модель объекта - это его...

А) описание;

Б) точное воспроизведение;

В) схематичное представление;

Г) преобразование.

9. Какое из утверждений верно?

А) информационные модели одного и того же объекта, пусть даже предназначенные для разных целей, должны быть во многом сходны;

Б) информационные модели одного и того же объекта, предназначенныедля разных целей, могут быть совершенно разными.

10. Может ли передаваться информация от человека к человеку и от поколения к поколению без использования моделей?

А) нет, без моделей никогда не обойтись;

Б) да, иногда, например, генетическая информация;

В) да, чаще всего знания передаются без использования каких-либо моделей.

11. Верно ли, что моделирование представляет собой один из основных методов познания, способ существования знаний?

А) нет; Б) да.

12. Какие из приведенных ниже моделей являются вероятностными? Выбрать три правильных ответа.

А) прогноз погоды;

Б) отчет о деятельности предприятия;

В) схема функционирования устройства;

Г) научная гипотеза;

Е) план мероприятий, посвященных Дню Победы.

13. Правильно ли определен вид следующей модели: «Компьютерная модель полета мяча, брошенного вертикально вверх, - динамическая формализованная модель, имитирующая поведение данного объекта»?

А) нет; Б) да.

Вариант – 2.

1. Какие пары объектов находятся в отношении "объект - модель"? А) компьютер – данные; Б) компьютер - его функциональная схема; В) компьютер – программа; Г) компьютер – алгоритм.
2. Какая модель компьютера является формальной (полученной в результате формализации)? А) техническое описание компьютера; Б) фотография компьютера; В) логическая схема компьютера; Г) рисунок компьютера.
3. Информационной моделью, которая имеет табличную структуру является... А) файловая система компьютера; Б) таблица Менделеева; В) генеалогическое дерево семьи; Г) функциональная схема компьютера.
4. Какая модель является динамической (описывающей изменение состояния объекта)? А) формула химического соединения; Б) формула закона Ома; В) формула химической реакции; Г) закон Всемирного тяготения.
5. Формальной информационной моделью является... А) анатомический муляж; Б) техническое описание компьютера; В) рисунок функциональной схемы компьютера; Г) программа на языке программирования.
6. Компьютерный эксперимент может быть проведен, если информационная модель представлена в форме... А) программы на языке программирования; Б) изображения в растровом графическом редакторе; В) изображения в векторном графическом редакторе; Г) текста в текстовом редакторе.

7. Вставьте пропущенное слово, выбрав его из предложенного ниже списка.

Информационная модель - это целенаправленно отобранная информация об объекте, которая отражает наиболее существенные для исследователя... этого объекта.

А) информация;

Б) законы функционирования;

В) отличительные особенности;

Г) свойства.

8. Вставьте пропущенное слово, выбрав его из предложенного ниже списка.

Компьютерная модель - это... модель, выполненная с помощью компьютерных технологий.

А) информационная; Б) схематичная; В) электронная.

9. Могут ли у разных объектов быть одинаковыми модели?

Б) да, но только для конструктивных (искусственных, созданных людьми) объектов;

10. Построение любой модели начинается...

А) с выделения свойств и признаков объекта-оригинала;

Б) с определения цели моделирования;

В) с выбора вида будущей модели?

11. Вставьте в предложение наиболее точный термин из предложенного ниже списка.

Если материальная модель объекта - это его......, то информационная модель объекта - это его описание.

А) физическое подобие;

Б) точное воспроизведение;

В) схематичное представление;

Г) преобразование.

12. Какие из приведенных ниже моделей являются статическими? Выбрать три правильных ответа.

А) карта местности;

Б) дружеский шарж;

В) программа, имитирующая движение стрелок циферблата на экране дисплея;

Г) план сочинения;

Д) график изменения температуры воздуха в течение дня.

13. Какие из утверждений являются верными? Выбрать два правильных ответа.

А) математическая формула является информационной моделью;

Б) график движения поезда - табличная статическая модель;

В) план дома - графическая детерминированная модель, описывающая структуру объекта;

Г) турнирная таблица чемпионата по футболу - эталонная динамическая модель.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

«Базы данных.

Системы управления базами данных (СУБД)»

Учитель - разработчик: Хажина Г.И.

Продолжительность работы: 45 минут

Пояснительная записка


Данная контрольная работа проводится с учащимися 11 класса общеобразовательной школы после изучения тем раздела «Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД)» по учебнику Н.Д.Угриновича в 2-х вариантах.

Учащиеся должны

знать/ понимать:

    назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (баз данных);

    что такое база данных (БД);

    какие модели данных используются в БД;

    основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;

    определение и назначение СУБД;

    основы организации многотабличной БД;

    что такое схема БД;

    что такое целостность данных;

    этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД.

уметь:

    распознавать информационные процессы в различных системах;

    использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

    осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

    просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;

    осуществлять поиск информации в базах данных.

Инструкция к проведению:

1.Текст контрольной работы выдается учащимся в отпечатанном виде 2. Контрольная работа проводится в условиях школьного урока 3. Контрольная работа проводится в привычной для детей обстановке. 4. Учащиеся были ознакомлены и с критериями оценок.

Вариант 1

Вопрос №1

Базы данных - это:

a)

Вопрос №2

a)

Вопрос №3

a)

Вопрос №4

a) без модулей;

Вопрос №5

В чем состоит особенность поля "счетчик"?

a) данные хранятся не в поле, а в другом месте, а в поле хранится только указатель на то, где расположен текст;

Вопрос №6

a)

Вопрос №7

a) в столбцах;

Вопрос №8

a)

Вопрос №9

a) реляционные базы данных;

Вопрос №10

a)

Вопрос №11

a) макросы;

Вопрос №12

a)

Вопрос №13

a) для отбора и обработки данных базы;

Вопрос №14

a)

Вариант 2

Вопрос №1

Базы данных - это:

a) интерфейс, поддерживающий наполнение и манипулирование данными;

Вопрос №2

Без каких объектов не может существовать база данных?

a) без форм;

Вопрос №3

Наиболее распространенные в практике являются:

a) реляционные базы данных;

Вопрос №4

Содержит ли какую-либо информацию таблица, в которой нет ни одной записи

a)

Вопрос №5

Наиболее точным аналогом реляционной базы данных может служить:

a) неупорядоченное множество данных;

Вопрос №6

Ключами поиска в системах управления базами данных (СУБД) называются:

a) номер первой по порядку записи, удовлетворяющей условиям поиска;

Вопрос №7

Что из перечисленного не является объектом Base

a) формы;

Вопрос №8

Почему при закрытии таблицы программа Base не предлагает выполнить сохранение внесенных данных:

a) потому что данные сохраняются сразу после ввода в таблицу;

Вопрос №9

Таблицы в базах данных предназначены для:

a) отбора и обработки данных базы;

Вопрос №10

Для чего предназначены формы?

a) для отбора и обработки данных базы;

Вопрос №11

Какое поле можно считать уникальным?

a) поле, значение которого имеет свойство наращивания"

Вопрос №12

В каких элементах таблицы хранятся данные базы?

a) в ячейках;

Вопрос №13

Содержит ли какую-либо информацию таблица, в которой нет полей?

a) не содержит ни какой информации;

Вопрос №14

Для чего предназначены запросы?

a) для вывода обработанных данных на принтер;

Ответы на тест

Вариант №1

(1)d

(1)e

(1)b

(1)f

(1)d

Вариант №2

(1) b

(1) f

(1) a

Цели:
образовательная: составить упрощенную математическую модель управления объектами.
воспитательная: формирование самостоятельности и ответственности при изучении нового материала;
развивающая: развить умение описывать модели управления, выделяя существенные различия моделирования.
Программно – дидактическое обеспечение урока: ПК, карточки с заданиями.
Ход урока

    Орг. момент:

приветствие;
проверка присутствующих.

    Актуализация прежних знаний:

Что такое модель?
Какие типы моделей вы знаете?

III. Изучение нового материала:
В процессе функционирования сложных систем (биологических, технических и т. д.), входящие в них объекты постоянно обмениваются информацией. Изменение сложных систем во времени имеет свои особенности. Так, для поддержания своей жизнедеятельности любой живой организм постоянно получает информацию из внешнего мира с помощью органов чувств, обрабатывает ее и управляет своим поведением (например, перемещаясь в пространстве, избегает опасности).
В повседневной жизни мы встречаемся с процессами управления очень часто:

пилот управляет самолетом, а помогает ему в этом автоматическое устройство — автопилот; директор и его заместители управляют производством, а учитель — обучением школьников; процессор обеспечивает синхронную работу всех узлов компьютера, каждым его внешним устройством руководит специальный контроллер; без дирижера большой оркестр не может согласованно исполнить музыкальное произведение, а хоккейная или баскетбольная команда обязательно имеет одного или нескольких тренеров, которые организуют подготовку спортсменов к соревнованиям.

Управление — это целенаправленное взаимодействие объектов, одни из которых являются управляющими, а другие — управляемыми. Модели, описывающие информационные процессы управления в сложных системах, называются Информационными моделями процессов управления.
В любом процессе управления всегда происходит взаимодействие двух объектов – управляющего и управляемого, которые соединены каналами прямой и обратной связи. По каналу прямой связи передаются управляющие сигналы, а по каналу обратной связи – информация о состоянии управляемого объекта.
Разомкнутые системы управления. Если в процессе управления не учитывается состояние управляемого объекта и обеспечивается управление только по прямому каналу (от управляющего объекта к управляемому), то такие системы управления называются разомкнутыми. Информационную модель разомкнутой системы управления можно наглядно представить с помощью следующей схемы:

Для демонстрации принципа работы разомкнутых систем управления разработаем компьютерную модель на языке программирования Visual Basic. Пусть управляемым объектом будет точка, которую управляющий объект (пользователь) должен переместить в центр мишени (круга). Прямое управление положением точки будем производить путем нажатия на кнопки, которые перемещают объект вверх, вниз, влево и вправо. Обратная связь будет отсутствовать.

Модель разомкнутой системы управления.

Поместить на форму графическое поле, по которому будет перемещаться точка, кнопку для вывода первоначального положения точки, четыре кнопки для управления движением точки и кнопку для вывода положения мишени.

Событийная процедура первоначального вывода точки должна включать задание масштаба и случайную генерацию координат точки:
Dim bytX1, bytY1, bytX2, bytY2 As Byte
Private Sub cmdP_Click()
pic1.Scale (0, 20)-(20, 0)
bytX1 = Int(Rnd 20)
bytY1 = Int(Rnd 20)
pic1.PSet (bytX1, bytY1), vbRed
End Sub

Четыре событийные процедуры перемещения точки должны обеспечивать изменение координат точки. Для перемещения влево событийная процедура:
Private Sub cmdL_Click()
pic1.Scale (0, 20)-(20, 0)
bytX1 = bytX1 — 1
End Sub

Событийная процедура вывода мишени и положения точки:
Private Sub cmd2_Click()
pic1.Scale (0, 20)-(20, 0)
pic1.Circle (10, 10), 5
pic1.PSet (bytX1, bytY1), vbBlack
End Sub

Щелкнуть по кнопке Упр. объект и перемещать его кнопками со стрелками. Щелкнуть по кнопке Результат. Отклонение точки от центра мишени, скорее всего, будет достаточно велико.

Замкнутые системы управления. В замкнутых системах управления управляющий объект по прямому каналу управления производит необходимые действия над объектом управления, а по каналу обратной связи получает информацию о его реальных параметрах. Это позволяет осуществлять управление с гораздо большей точностью.
Информационную модель замкнутой системы управления можно наглядно представить с помощью следующей схемы:


Для демонстрации принципа работы замкнутых систем управления разработаем компьютерную модель. Для осуществления обратной связи будем при каждом шаге рисовать новое положение точки, а также выводить значения координат точки в текстовые поля.

IV. Закрепление.

    Выполнение проектов. Какие системы управления называются разомкнутыми? Какие системы управления называются замкнутыми? В чем разомкнутой системы управления от замкнутой?

VI. Итог урока.
VII. Дом. задание .
Прочитать конспект.

Контрольная работа по теме

Моделирование и формализация

1. Какие пары объектов находятся в отношении "объект - модель"?

1) компьютер - данные

2) компьютер - его функциональная схема

3) компьютер - программа

4) компьютер – алгоритм

2. Модель есть замещение изучаемого объекта другим объектом, который отражает..

1) все стороны данного объекта;

2) некоторые стороны данного объекта;

3) существенные стороны данного объекта;

4) несущественные стороны данного объекта.

3. Построение любой модели начинается с ….

1) выделения свойств и признаков объекта оригинала;

2) определения цели моделирования;

3) выбора вида будущей модели;

4) построения чертежа.

4. Вставьте пропущенное слово, выбрав его из предложенного ниже списка.

Компьютерная модель – это … модель, выполненная с помощью компьютерных технологий.

1) информационная;

2) электронная;

3) схематичная;

4) графическая

5. Какая модель компьютера является формальной (полученной в результате формализации)?

1) техническое описание компьютера

2) фотография компьютера

3) логическая схема компьютера

4) рисунок компьютера

6. Информационной моделью, которая имеет иерархическую структуру является...

2) расписание уроков

3) таблица Менделеева

4) программа телепередач

7. Какая модель является динамической (описывающей изменение состояния объекта)?

2) формула закона Ома

3) формула химической реакции

4) закон Всемирного тяготения


8. Информационной моделью, которая имеет табличную структуру является...

1) файловая система компьютера

2) таблица Менделеева

4) функциональная схема компьютера

9. Какая модель является статической (описывающей состояние объекта)?

1) формула химического соединения

2) формулы равноускоренного движения

3) формула химической реакции

4) второй закон Ньютона

10. Информационной моделью, которая имеет сетевую структуру является...

1) файловая система компьютера

2) таблица Менделеева

3) генеалогическое дерево семьи

4) модель компьютерной сети Интернет

11. Формальной информационной моделью является...

1) анатомический муляж

2) техническое описание компьютера

3) рисунок функциональной схемы компьютера

4) программа на языке программирования

12. Компьютерный эксперимент может быть проведен, если информационная модель представлена в форме...

1) программы на языке программирования

2) изображения в растровом графическом редакторе

3) изображения в векторном графическом редакторе

4) текста в текстовом редакторе

13. Информационной (знаковой) моделью является …

1) анатомический муляж

2) макет здания

3) модель корабля

4) химическая формула

14. В информационных моделях разомкнутых систем управления отсутствует...

1) управляющий объект

2) управляемый объект

3) канал управления

4) канал обратной связи

15. Если информационная модель объекта – это его описание, то материальная модель объекта – это его

1) физическое подобие

2) точное воспроизведение

3) схематичное представление

4) преобразование

16. Укажите верное утверждение:

1) Статистическая модель системы описывает её состояние, а динамическая - поведение.

2) Динамическая модель системы описывает её состояние, а статистическая - поведение.

3) Динамическая модель системы всегда представляется в виде формул или графиков.

4) Статистическая модель системы всегда представляется в виде формул или графиков.

17. Процесс построения информационных моделей с помощью формальных языков называется ….

18. Перечислить основные этапы моделирования.

19. Как называется граф, предназначенный для отображения вложенности, подчинённости, наследование и т. п. между объектами?

20. Как называются модели, в которых на основе анализа различных условий принимается решение?

21. Как называется целое, состоящее из объектов, взаимосвязанных между собой?

Целенаправленное изменение поведения объекта во времени может осуществляться по разомкнутому и замкнутому циклам .

Система управления – это соединение отдельных элементов в определённую конфигурацию, обеспечивающую заданные характеристики. В основе её анализа лежит теория линейных систем, предполагающая наличие причинно-следственных связей между элементами. Процесс или объект управления может быть представлен в виде блока

Связь между входом и выходом - это преобразование одного сигнала (причины) в другой (следствие).

Система, в которой выходной сигнал не подаётся на управляющее устройство, называется разомкнутой.

В разомкнутой системе управления для получения желаемой реакции ОУ обычно используется исполнительное устройство (рис.1.1).

Рис.1.1 Разомкнутая система управления (без обратной связи)

Примером может служить разомкнутая система управления скоростью вращения диска, представленная на рис. 1.2. Во многих современных приборах используется диск, который должен вращаться с постоянной скоростью. В этой системе для задания напряжения, пропорционального желаемой скорости, использована батарея, затем это напряжение усиливается и подаётся на электродвигатель. Электродвигатель постоянного тока, скорость которого пропорционально приложенному напряжению, обеспечивает вращение диска.

Рис. 1.2 Разомкнутая система управления скоростью вращения диска

Система, в которой происходит измерение выходной переменной и сравнение её с заданным значением, называется замкнутой.

Измеренное значение выхода называют сигналом обратной связи .

Простейшая замкнутая система изображена на рис 1.3.

Рис.1.3 Замкнутая система управления (с обратной связью)

В замкнутой системе вычисляется разность (ошибка) между желаемым значением выходной переменной и её измеренным действительным значением.

На рис. 1.4 представлена замкнутая система управления скоростью вращения диска.

Рис. 1.4Замкнутая система управления скоростью вращения диска

В уже имеющуюся систему необходимо ввести датчик, измеряющий скорость вращения вала двигателя, и устройство для сравнения заданной скорости вращения диска и действительной. Для этих целей удобно использование тахогенератора, выходное напряжение которого пропорционально скорости вращения вала двигателя. Сигнал ошибки образуется как разность между входным напряжением и напряжением тахогенератора. Замкнутая система всегда стремиться свести ошибку к минимуму.

Структурная и функциональная схемы .

При изображении САУ используют структурные и функциональные схемы.

Общая функциональная схема определяет назначение элементов и последовательность их соединения между собой. При составлении функциональной схемы система разбивается на звенья, исходя из выполняемых функций (назначения).

Для получения структурной схемы систему разбивают на возможно простые звенья направленного действия (исходя из удобства математического описания).

Звено направленного действия это звено, передающее воздействие только в одном направлении со входа на выход , т.е. изменение состояния этого звена не влияет на состояние предшествующего звена, работающего на его вход.

Структурная схема это схема, где каждой математической операции преобразования сигнала соответствует определённое звено . Структурная схема состоит из прямоугольников, изображающих звенья системы, и стрелок, соединяющих входы и выходы, стрелками показываются также внешние воздействия, приложенные к звеньям. Каждому звену структурной схемы соответствует описывающее его уравнение или характеристика. Получение структурной схемы является конечной целью математического описания системы.

В общем случае одной функциональной схеме может соответствовать несколько различных структурных схем системы в зависимости от полноты математического описания.

При описании САУ можно выделить типовую функциональную схему.

Рис. 1.5 Типовая функциональная схема САУ: 1 – задающее устройство ; 2 , 5 – сравнивающие устройства ; 3 – преобразующее устройство ;4 , 8 – корректирующие устройства (регулятор ); 6 – усилительное устройство ; 7 – исполнительное устройство ; 9 – чувствительные или измерительные элементы ; 10 – элемент главной обратной связи ; 11 – объект управления ; f (t ) – помеха

Функциональное назначение каждого из элементов типовой схемы состоит в следующем. Задающее устройство (1) преобразует входное воздействие в сигнал x (t ), удобный для сравнения. Сравнивающее устройство (2) путем сравнения сигнала x(t ) и регулируемой величины y (t ) вырабатывает сигнал ошибки (t ). Преобразующее устройство (3,10) служит для преобразования одной физической величины в другую, более удобную для использования в процессе управления. Корректирующее устройство (4,8) обеспечивают заданные динамические свойства замкнутой системы. Усилительное устройство (6) обеспечивает усиление мощности сигнала ошибки и управления. Исполнительное устройство (7), предназначено для воздействия на управляющий орган. Чувствительные или измерительные элементы (датчики) (9) необходимы для измерения информационных сигналов.

Рассмотрим функциональные схемы разомкнутой и замкнутой системы управления скоростью вращения диска (рис.1.6 и 1.7)

Рис. 1.6 Функциональная схема разомкнутой СУ скоростью вращения диска

Рис. 1.7 Функциональная схема замкнутой СУ скоростью вращения диска

Конспект урока на тему
«Информационные модели управления объектами»

Цели:

    образовательная: составить упрощенную математическую модель управления объектами.

    воспитательная: формирование самостоятельности и ответственности при изучении нового материала;

    развивающая: развить умение описывать модели управления, выделяя существенные различия моделирования.

Программно – дидактическое обеспечение урока: ПК, карточки с заданиями.
Ход урока

    Орг. момент:

    приветствие;

    проверка присутствующих.

    Актуализация прежних знаний:

Что такое модель?
Какие типы моделей вы знаете?

III. Изучение нового материала:
В процессе функционирования сложных систем (биологических, технических и т.д.), входящие в них объекты постоянно обмениваются информацией. Изменение сложных систем во времени имеет свои особенности. Так, для поддержания своей жизнедеятельности любой живой организм постоянно получает информацию из внешнего мира с помощью органов чувств, обрабатывает ее и управляет своим поведением (например, перемещаясь в пространстве, избегает опасности).
В повседневной жизни мы встречаемся с процессами управления очень часто:

    пилот управляет самолетом, а помогает ему в этом автоматическое устройство- автопилот;

    директор и его заместители управляют производством, а учитель - обучением школьников;

    процессор обеспечивает синхронную работу всех узлов компьютера, каждым его внешним устройством руководит специальный контроллер;

    без дирижера большой оркестр не может согласованно исполнить музыкальное произведение, а хоккейная или баскетбольная команда обязательно имеет одного или нескольких тренеров, которые организуют подготовку спортсменов к соревнованиям.

Управление - это целенаправленное взаимодействие объектов, одни из которых являются управляющими, а другие - управляемыми. Модели, описывающие информационные процессы управления в сложных системах, называются информационными моделями процессов управления.
В любом процессе управления всегда происходит взаимодействие двух объектов – управляющего и управляемого , которые соединены каналами прямой и обратной связи . По каналу прямой связи передаются управляющие сигналы, а по каналу обратной связи – информация о состоянии управляемого объекта.
Разомкнутые системы управления. Если в процессе управления не учитывается состояние управляемого объекта и обеспечивается управление только по прямому каналу (от управляющего объекта к управляемому), то такие системы управления называются разомкнутыми . Информационную модель разомкнутой системы управления можно наглядно представить с помощью следующей схемы:

Для демонстрации принципа работы разомкнутых систем управления разработаем компьютерную модель на языке программирования Visual Basic. Пусть управляемым объектом будет точка, которую управляющий объект (пользователь) должен переместить в центр мишени (круга). Прямое управление положением точки будем производить путем нажатия на кнопки, которые перемещают объект вверх, вниз, влево и вправо. Обратная связь будет отсутствовать.

Модель разомкнутой системы управления.

Поместить на форму графическое поле, по которому будет перемещаться точка, кнопку для вывода первоначального положения точки, четыре кнопки для управления движением точки и кнопку для вывода положения мишени.

Событийная процедура первоначального вывода точки должна включать задание масштаба и случайную генерацию координат точки:
Dim bytX1, bytY1, bytX2, bytY2 As Byte
Private Sub cmdP_Click()
pic1.Scale (0, 20)-(20, 0)
bytX1 = Int(Rnd * 20)
bytY1 = Int(Rnd * 20)
pic1.PSet (bytX1, bytY1), vbRed
End Sub

Четыре событийные процедуры перемещения точки должны обеспечивать изменение координат точки. Для перемещения влево событийная процедура:
Private Sub cmdL_Click()
pic1.Scale (0, 20)-(20, 0)
bytX1 = bytX1 - 1
End Sub

Событийная процедура вывода мишени и положения точки:
Private Sub cmd2_Click()
pic1.Scale (0, 20)-(20, 0)
pic1.Circle (10, 10), 5
pic1.PSet (bytX1, bytY1), vbBlack
End Sub

Щелкнуть по кнопке Упр. объект и перемещать его кнопками со стрелками. Щелкнуть по кнопке Результат . Отклонение точки от центра мишени, скорее всего, будет достаточно велико.

Замкнутые системы управления. В замкнутых системах управления управляющий объект по прямому каналу управления производит необходимые действия над объектом управления, а по каналу обратной связи получает информацию о его реальных параметрах. Это позволяет осуществлять управление с гораздо большей точностью.
Информационную модель замкнутой системы управления можно наглядно представить с помощью следующей схемы:

Для демонстрации принципа работы замкнутых систем управления разработаем компьютерную модель. Для осуществления обратной связи будем при каждом шаге рисовать новое положение точки, а также выводить значения координат точки в текстовые поля.

Модель замкнутой системы управления.

Усовершенствовать предыдущий проект и поместить на форму два текстовых поля.
В коды процедур добавить строки:
pic1.PSet (bytX1, bytY1), vbRed
txtX.Text = bytX1
txtY.Text = bytY1
Использование обратной связи обеспечивает гарантированное попадание точки в мишень.

IV. Закрепление.

    Выполнение проектов.

    Какие системы управления называются разомкнутыми?

    Какие системы управления называются замкнутыми?

    В чем разомкнутой системы управления от замкнутой?

VI . Итог урока.
VII . Дом. задание .
Прочитать конспект.