Создание и использование динамических библиотек (DLL) в Delphi. Использование и создание DLL в Delphi Как создать dll файл в delphi

Создание и использование динамических библиотек (DLL) в Delphi. Использование и создание DLL в Delphi Как создать dll файл в delphi

Аббревиатура DLL означает "динамически соединяемая библиотека". Dll в Delphi это файл, содержащий необходимые для работы компьютерной программы процедуры и функции, с которым программа соединяется на этапе выполнения.

Казалось бы, все необходимые подпрограммы можно описать в теле программы, зачем нужно создавать дополнительный dll-файл и соединяться с ним во время выполнения? Делается это для большей гибкости создаваемой программы. Ведь со временем могут измениться некоторые алгоритмы обработки данных. Если процедуры обработки будут содержаться в теле программы, её придётся перекомпилировать, и вновь передавать заказчикам достаточно объёмный файл. Передать же небольшой dll-файл, содержащий только несколько процедур, гораздо проще, и даже в автоматическом режиме.

Кроме того, работа библиотеки dll совершенно не зависит от языка программирования, на котором она будет создана. Потому создание dll для нашей программы мы можем поручить сторонним разработчикам, не думая о языках программирования которыми они владеют. Всё это, конечно, намного ускоряет создание и передачу заказчикам готового проекта

Создание DLL библиотеки

Создание dll в Delphi не сложнее создания дополнительного модуля. Выпоните команду File -> New -> -> Other... В появившепся диалоговом окне выберите пиктограмму DLL Wisard. В результате Delphi создаст заготовку проекта библиотеки DLL:

library Project1;

{ Important note about DLL memory management: ShareMem must be the
first unit in your library"s USES clause AND your project"s (select
Project-View Source) USES clause if your DLL exports any procedures or
functions that pass strings as parameters or function results. This
applies to all strings passed to and from your DLL--even those that
are nested in records and classes. ShareMem is the interface unit to
the BORLNDMM.DLL shared memory manager, which must be deployed along
with your DLL. To avoid using BORLNDMM.DLL, pass string information
using PChar or ShortString parameters. }

uses
SysUtils,
Classes;

{$R *.res}

begin
end
.

Выберите имя для новой библиотеки dll и сохраните в отдельную папку, выполнив команду File -> Save As... В папке появятся 4 файла, среди которых собственно dll-файла не будет. Естественно, ведь это просто текстовые файлы, содержащие описание проекта. Для создания итогового файла библиотеки dll необходимо скомпилировать проект. Выполните команду Project -> Compile Project . В результате в нашей папке появится собственно dll файл, с которым и будет соединяться основная программа.

Пока это пустая библиотека.

...в настоящее время текст находится в стадии редактирования...

Предлагаю вашему вниманию очередной выпуск рассылки, в котором я продолжаю обсуждать
вопросы разработки и использования DLL в Borland Delphi. Для новых подписчиков сообщаю,
что первую часть статьи они могут посмотреть в архиве рассылки, выпуск номер 13.
Прошу прощения у тех, кто писал мне, но не получил ответа. В ближайшее время постараюсь это исправить.
Итак, продолжим.

Прежде чем начать использование какой-либо процедуры или функции, находящейся в динамической библиотеке,
вам необходимо загрузить DLL в оперативную память. Загрузка библиотеки может быть осуществлена
одним из двух способов: статическая загрузка и динамическая загрузка.
Оба метода имеют как преимущества, так и недостатки.
Статическая загрузка означает, что динамическая библиотека загружается автоматически
при запуске на выполнение использующего ее приложения. Для того чтобы использовать такой способ загрузки,
вам необходимо воспользоваться ключевым словом external при описании экспортируемой из
динамической библиотеки функции или процедуры. DLL автоматически загружается при старте программы,
и Вы сможете использовать любые экспортируемые из нее подпрограммы точно так же,
как если бы они были описаны внутри модулей приложения.
Это наиболее легкий способ использования кода, помещенного в DLL .
Недостаток метода заключается в том, что если файл библиотеки, на который
имеется ссылка в приложении, отсутствует, программа откажется загружаться.
Смысл динамического метода заключается в том, что вы загружаете библиотеку не при старте приложения,
а в тот момент, когда вам это действительно необходимо. Сами посудите, ведь если функция, описанная
в динамической библиотеке, используется только при 10% запусков программы, то совершенно нет
смысла использовать статический метод загрузки. Выгрузка библиотеки из памяти в данном случае
также осуществляется под вашим контролем. Еще одно преимущества такого способа
загрузки DLL - это уменьшение (по понятным причинам) времени старта вашего приложения.
А какие же у этого способа имеются недостатки? Основной, как мне кажется, - это то, что использование
данного метода является более хлопотным, чем рассмотренная выше статическая загрузка.
Сначала вам необходимо воспользоваться функцией Windows API LoadLibrary .
Для получения указателя на экспортируемой процедуры или функции должна
использоваться функция GetProcAddress. После завершения использования библиотеки DLL
должна быть выгружена с применением FreeLibrary.
Вызов процедур и функций, загруженных из DLL.
Способ вызова процедур и функций зависит от того, каким образом вы загрузили динамическую библиотеку,
в которой эти подпрограммы находятся.
Вызов функций и процедур из статически загруженных DLL достаточно прост. Первоначально в приложении
должно содержаться описание экспортируемой функции (процедуры). После этого вы можете их использовать
точно так же, как если бы они были описаны в одном из модулей вашего приложения.
Для импорта функции или процедуры, содержащейся в DLL , необходимо использовать
модификатор external в их объявлении. К примеру, для рассмотренной нами выше процедуры HelloWorld
в вызывающем приложении должна быть помещена следующая строка:
procedure SayHello(AForm: TForm); external myfirstdll.dll";
Ключевое слово external сообщает компилятору, что данная процедура может быть найдена в
динамической библиотеке (в нашем случае - myfirstdll.dll).
Далее вызов этой процедуры выглядит следующим образом:
...
HelloWorld(self);
...
При импорте функции и процедур будьте особенно внимательны при написании их имен и интерфейсов!
Дело в том, что в процессе компиляции приложения не производится проверки на правильность имен объектов,
экспортируемых из DLL, осуществляться не будет, и если вы неправильно описали какую-нибудь функцию,
то исключение будет сгенерировано только на этапе выполнения приложения.
Импорт из DLL может проводиться по имени процедуры (функции), порядковому номеру или
с присвоением другого имени.
В первом случае вы просто объявляете имя процедуры и библиотеку, из которой ее импортируете
(мы это рассмотрели чуть выше). Импорт по порядковому номеру требует от вас указание этого самого номера:
procedure HelloWorld(AForm: TForm); external myfirstdll.dll index 15;
В этом случае имя, которое вы даете процедуре при импорте не обязательно должно совпадать с тем,
которое было указано для нее в самой DLL. Т.е. приведенная выше запись означает,
что вы импортируете из динамической библиотеки myfirstdll.dll процедуру, которая в ней экспортировалась
пятнадцатой, и при этом в рамках вашего приложения этой процедуре дается имя SayHello.
Если вы по каким-то причинам не применяете описанный выше способ импорта,
но тем не менее хотите изменить имя импортируемой функции (процедуры), то можно воспользоваться третьим методом:
procedure CoolProcedure; external myfirstdll.dll name "DoSomethingReallyCool";
Здесь импортируемой процедуре CoolProcedure дается имя DoSomethingReallyCool.
Вызов процедур и функций, импортируемых из динамически загружаемых библиотек
несколько более сложен, чем рассмотренный нами выше способ. В данном случае требуется объявить
указатель на функцию или процедуру, которую вы собираетесь использовать.
Помните процедуру HelloWorld? Давайте посмотрим, что необходимо сделать для того,
чтобы вызвать ее на выполнение в случае динамической загрузки DLL. Во-первых, вам
необходимо объявить тип, который описывал бы эту процедуру:
type
THelloWorld = procedure(AForm: TForm);
Теперь вы должны загрузить динамическую библиотеку, с помощью GetProcAddress получить
указатель на процедуру, вызвать эту процедуру на выполнение, и, наконец, выгрузить DLL из памяти.
Ниже приведен код, демонстрирующий, как это можно сделать:

DLLInstance: THandle ;

HelloWorld: THelloWorld;

begin

{ загружаем DLL }

{ получаем указатель }

{ вызываем процедуру на выполнение }

HelloWorld(Self ) ;

{ выгружаем DLL из оперативной памяти }

FreeLibrary(DLLInstance) ;

end ;

Как уже говорилось выше, одним из недостатков статической загрузки DLL является невозможность
продолжения работы приложения при отсутствии одной или нескольких библиотек. В случае с динамической
загрузкой у вас появляется возможность программно обрабатывать такие ситуации и не допускать, чтобы программа
вываливалась» самостоятельно. По возвращаемому функциями LoadLibrary и GetProcAddress значениям можно
определить, успешно ли прошла загрузка библиотеки и найдена ли в ней необходимая приложению процедура.
Приведенный ниже код демонстрирует это.

procedure TForm1.DynamicLoadBtnClick (Sender: TObject ) ;

type

THelloWorld = procedure (AForm: TForm) ;

DLLInstance: THandle ;

HelloWorld: THelloWorld;

begin

DLLInstance:= LoadLibrary("myfirstdll.dll" ) ;

if DLLInstance = 0 then begin

MessageDlg("Невозможно загрузить DLL" , mtError, [ mbOK] , 0 ) ;

Exit ;

end ;

@HelloWorld:= GetProcAddress(DLLInstance, "HelloWorld" ) ;

if @HelloWorld nil then

HelloWorld (Self )

else

MessageDlg("Не найдена искомая процедура!." , mtError, [ mbOK] , 0 ) ;

FreeLibrary(DLLInstance) ;

end ;

В DLL можно хранить не только код, но и формы.
Причем создание и помещение форм в динамическую библиотеку не слишком сильно отличается от работы
с формами в обычном проекте. Сначала мы рассмотрим, каким образом можно написать библиотеку,
содержащую формы, а затем мы поговорим об использовании технологии MDI в DLL.
Разработку DLL, содержащую форму, я продемонстрирую на примере.
Итак, во-первых, создадим новый проект динамической библиотеки.
Для этого выберем пункт меню File|New, а затем дважды щелкнем на иконку DLL .
После этого вы увидите примерно следующий код:

Сохраните полученный проект. Назовем его DllForms.dpr.
Теперь следует создать новую форму. Это можно сделать по-разному.
Например, выбрав пункт меню File|New Form. Добавьте на форму какие-нибудь компоненты.
Назовем форму DllForm и сохраним получившийся модуль под именем DllFormUnit.pas .
Вернемся к главному модулю проекта и поместим в него функцию ShowForm, в задачу которой будет входить
создание формы и ее вывод на экран. Используйте для этого приведенный ниже код.

Form: TDLLForm;

begin

Result:= Form.ShowModal ;

Form.Free ;

end ;

Обращаю внимание, что для того, чтобы проект был скомпилирован без ошибок, необходимо добавить в секцию uses модуль Forms .
Экспортируем нашу функцию с использованием ключевого слова exports:
exports
ShowForm;
Компилируем проект и получаем файл dllforms.dll. Эти простые шаги - все,
что необходимо сделать для сОбратите внимание, что функция ShowForm объявлена с использованием ключевого слова stdcall .
Оно сигнализирует компилятору использовать при экспорте функции соглашение
по стандартному вызову (standard call calling convention). Экспорт функции таким образом создает
возможность использования разработанной DLL не только в приложениях, созданных в Delphi.
Соглашение по вызову (Calling conventions) определяет, каким образом передаются аргументы при вызове функции.
Существует пять основных соглашений: stdcall, cdecl, pascal, register и safecall.
Подробнее об этом можно узнать, посмотрев раздел " Calling Conventions " в файле помощи Delphi.
Также обратите внимание, что значение, возвращаемое функцией ShowForm ,
соответствует значению ShowModal. Таким образом вы можете передавать некоторую информацию
о состоянии формы вызывающему приложению.
Ниже представлено два листинга, первый из которых содержит полный код файла
проекта DLL (модуль с формой здесь не приводится), а второй - модуль вызывающего приложения,
в котором используется только что разработанная нами библиотека.

library DllForms;

uses

DllFormUnit in "DllFormUnit.pas" {DllForm} ;

{$R *.RES}

function ShowForm: Integer ; stdcall ;

Form: TDLLForm;

begin

Form:= TDLLForm.Create (Application) ;

Result:= Form.ShowModal ;

Form.Free ;

end ;

begin

end .


unit TestAppUnit;

interface

uses

Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics,

Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls;

type

TForm1 = class (TForm)

Button1: TButton;

procedure Button1Click(Sender: TObject ) ;

private

{ Private declarations }

public

{ Public declarations }

end ;

Form1: TForm1;

function ShowForm: Integer ; stdcall ;

External "dllforms.dll" ;

implementation

{$R *.DFM}

procedure TForm1.Button1Click (Sender: TObject ) ;

begin

end ;

end .

Прошу заметить, что при экспорте функции также было использовано ключевое слово stdcall.
Следует обратить особое внимание на работу с дочерними формами в DLL. Если, к примеру,
в вызывающем приложении главная форма имеет значение свойства FormStyle, равным MDIForm,
то при попытке вызова из DLL MDIChild-формы, на экране появится сообщение об ошибке,
в котором будет говориться, что нет ни одной активной MDI-формы.
В тот момент, когда вы пытаетесь показать ваше дочернее окно, VCL проверяет корректность
свойства FormStyle главной формы приложения. Однако в нашем случае все вроде бы верно.
Так в чем же дело? Проблема в том, что при проведении такой проверки, рассматривается объект Application,
принадлежащий не вызывающему приложению, а собственно динамической библиотеке.
Ну, и естественно, поскольку в DLL нет главной формы, проверка выдает ошибку.
Для того чтобы избежать такой ситуации, надо назначить объекту Application динамической библиотеки
объект Application вызывающего приложения. Естественно, это заработает только в том случае,
когда вызывающая программа - VCL-приложение. Кроме того, перед выгрузкой библиотеки из памяти
необходимо вернуть значение объекта Application библиотеки в первоначальное состояние.
Это позволит менеджеру памяти очистить оперативную память, занимаемую библиотекой.
Следовательно, вам нужно сохранить указатель на «родной» для библиотеки объект Application
в глобальной переменной, которая может быть использована при восстановлении его значения.
Итак, вернемся немного назад и перечислим шаги, необходимые нам для работы с помещенным
в DLL MDIChild-формами.
В динамической библиотеке создаем глобальную переменную типа TApplication.
Сохраняем указатель на объект Application DLL в глобальной переменной.
Объекту Application динамической библиотеки ставим в соответствие указатель на Application
вызывающего приложения.
Создаем MDIChild-форму и работаем с ней.
Возвращаем в первоначальное состояние значение объекта Application динамической библиотеки
и выгружаем DLL из памяти.
Первый шаг прост. Просто помещаем следующий код в верхней части модуля DLL:
var
DllApp: TApplication;
Затем создаем процедуру, которая будет изменять значение объекта Application и создавать дочернюю форму.
Процедура может выглядеть примерно так:

procedure ShowMDIChild(MainApp: TApplication) ;

Child: TMDIChild;

begin

if not Assigned (DllApp) then begin

DllApp:= Application;

Application:= MainApp;

end ;

Child:= TMDIChild.Create (Application.MainForm ) ;

Child.Show ;

end ;

Все, что нам теперь необходимо сделать, - это предусмотреть возвращение значения объекта Application
в исходное состояние. Делаем это с помощью процедуры MyDllProc:

procedure MyDLLProc(Reason: Integer ) ;

begin

if Reason = DLL_PROCESS_DETACH then

{ DLL is выгружается. Восстанавливаем значение указателя Application}

if Assigned (DllApp) then

Application:= DllApp;

end ;

Вместо заключения.
Использование динамически подключаемых библиотек не так сложно, как это может показаться на первый взгляд.

Использование динамически подключаемых библиотек не так сложно, как это может показаться на первый взгляд.
DLL предоставляют широчайшие возможности для оптимизации работы приложений,
а также работы самих программистов. Используйте DLL и, возможно, ваша жизнь станет легче!
http://subscribe.ru/
E-mail: [email protected] Поиск
на АПОРТ на Subscribe.Ru

Что такое DLL - знает, как минимум, большинство пользователей PC, тем более программисты, к которым Вы, скорее всего и относитесь, раз читаете эту статью. В этой статье я постараюсь пробежаться по всем общим вопросам, касающимся DLL.

Что конкретно мы рассмотрим:

  1. Как обычно, из области "Hello World", мы создадим свою первую DLL.
  2. Научимся пользоваться функциями этой DLL из своих программ.
  3. Научимся просматривать функции, которые экспортирует определенная DLL.
  4. Может, что нибудь еще....

Процесс создания DLL

Начнем с самого простого - написание своей первой DLL, которая будет содержать всего лишь одну функцию, которая выводит сообщение "Hello World".

  1. Запускаем Delphi (Я использую Delphi 6).
  2. Далее: File -> New ->Other

На закладке New дважды щелкаем по объекту DLL Wizard. Откроется новый проект. Сохраните его, например, с именем MyFirstDLL.

Чистый модуль имеет примерно такое содержание:

Library MyFirstDLL; uses SysUtils, Classes; {$R *.res} begin end.

Теперь напишем всего лишь одну функцию, которая вызовет ShowMessage() из модуля Dialogs. Следовательно, перед началом оформления процедуры допишем в раздел Uses модуль Dialogs. Что, примерно, должно у вас получится:

Library MyFirstDLL; uses Dialogs; procedure MyFirstFunc; stdcall; begin ShowMessage("Hello World"); end; exports MyFirstFunc; begin end.

Как видите, тут нет ничего очень сложного. Единственное скажу, что можно вызывать функции как по имени, так и по индексу (номеру), для этого надо писать так:

Exports MyFirstFunc index 1;

Если что не понятно в этом коде, то все таки постарайтесь разобраться сначала сами. Думаю, что с этим проблем не будет... Но если что, то forum.! Идем дальше, как же можно теперь пользоваться этой (MyFirstFunc) функцией из других проектов?

Использование функций DLL

Первый шаг сделан, дело за малым... Как нам использовать эту функцию?

Есть, как минимум, два способа загрузки:

  1. Статический
  2. Динамический

Второй способ предпочтительнее, так во время загрузки мы можем следить за всем происходящим и можем править все ошибки, происходящие при подгружении. Но, сначала, поглядим первый способ:

Создаем новый проект, бросаем на форму одну кнопку и по событию OnClick этой кнопки и пишем следующее:

Procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); begin MyProc(); end;

Но это еще не все! В разделе implementation проекта запишите:

Implementation procedure MyProc(); stdcall; external "MyFirstDLL.dll" name "MyFirstFunc";

Готово! Компилируйте проект и жмите на кнопку! Если показалось ваше сообщение, то все ок!

Теперь рассмотрим способ с динамической загрузкой. Для этого метода используют функцию LoadLibrary(), а в конце, для выгрузки - FreeLibrary().

Посмотрите на примере:

Procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); type TMyFunc = procedure; var DLLInstance: THandle; MyFunc: TMyFunc; begin DLLInstance:= LoadLibrary(PChar("MyFirstDLL.dll")); if (DLLInstance = 0) then begin MessageDlg("Невозможно загрузить DLL", mtError, , 0); Exit; end; try @MyFunc:= GetProcAddress(DLLInstance, "MyFirstFunc"); if Assigned(@MyFunc) then MyFunc() else MessageDlg("Не найдена искомая процедура!.", mtError, , 0); finally FreeLibrary(DLLInstance); end; end;

После успешной загрузки DLL функцией LoadLibrary(), с помощью GetProcAddress() найдем адрес нашей функции, по которому и будем вызывать нашу процедуру из DLL. В конце, обязательно, надо сделать FreeLibrary(). Это настолько важно, что весь код после успешной загрузки, вполть до FreeLibrary() я заключил в блок try finally. Это гарантирует выполнение FreeLibrary, даже если при выполнении действий внутри блока try except, возникнет непредвиденная ошибка в виде исключения (Exception).

Дело в том, что успешные вызовы LoadLibrary и FreeLibrary обязательно должны быть парными. И вот почему. Система, для каждой загружаемой процессом библиотеки, ведет внутри себя счетчик, который увеличивается на 1 при каждом успешном вызове LoadLibrary. Соответственно, при выполнени FreeLibrary, она уменьшает этот счетчик, и если он становится равным нулю, то это означает что данная библиотека более не нужна данному процессу, и ее можно смело удалить из памяти.

Если-же правило парности не соблюдать, то это может привести либо к преждевременной выгрузке (при лишнем FreeLibrary) библиотеки из памяти, либо к ее "застревании" там (при недостатке FreeLibrary).

При соблюдении же этого правила, можно не заботиться о возможной вложенности вызовов LoadLibrary / FreeLibrary.

Просмотр функций определенной DLL

Теперь посмотрим, как можно извлечь все имена функций из файлов PE формата, к которым и относится DLL. Структуру PE формата мы тут рассматривать не будем, следовательно, и исходник будет без пояснений.

Итак, создайте новый проект, бросьте на форму ListBox, в нём мы будем показывать имена функций.

Вот весь проект:

Unit Unit1; interface uses Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls; type TForm1 = class(TForm) lb: TListBox; procedure FormCreate(Sender: TObject); private { Private declarations } cmdline: String; ImageBase: DWord; DosHeader: PImageDosHeader; PeHeader: PImageNtHeaders; PExport: PImageExportDirectory; pname: PDWord; name: PChar; public { Public declarations } end; var Form1: TForm1; implementation {$R *.dfm} procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject); procedure FatalOsError; begin ShowMessage(SysErrorMessage(GetLastError())); Abort; end; Var i: Integer; begin try if (ParamCount() IMAGE_DOS_SIGNATURE) then FatalOsError; PEHeader:= PImageNtHeaders(DWord(ImageBase) + DWord(DosHeader^._lfanew)); if (PEHeader^.Signature IMAGE_NT_SIGNATURE) then FatalOsError; PExport:= PImageExportDirectory(ImageBase + DWord(PEHeader^.OptionalHeader.DataDirectory.VirtualAddress)); pname:= PDWord(ImageBase + DWord(PExport^.AddressOfNames)); For i:= 0 to PExport^.NumberOfNames - 1 do begin name:= PChar(PDWord(DWord(ImageBase) + PDword(pname)^)); lb.Items.Add(name); inc(pname); end; finally FreeLibrary(ImageBase); end; except Application.ShowMainForm:= False; Application.Terminate; end; end; end.

Если вы захотите сами разобраться в коде и у вас что-то не будет получаться, то на нашем форуме вам обязательно помогут, заходите!

Прицепляем наш Viewer ко всем DLL

У нас есть готовая DLL с функцией, есть просмотрщик функций. Осталось добавить некой функциональности для удобства дальнейшей работы. Давайте сделаем это.... В проводнике открываем любую папку. Идем в Сервис -> Свойства папки... Переходим на закладку "Типы файлов". В списке ищем формат DLL. Если такого нет, то жмем кнопку "Создать" и в поле "Расширение" пишем - DLL. Жмем ОК. Находим созданный нами тип - DLL. Выделяем его и жмем "Дополнительно". Далее "Создать", в поле "Действии" пишем то, что будет отображаться в контекстном меню, например DLL Viewer. Через обзор ищем нашу программку.

Все готово!

Теперь при клике правой кнопкой мыши по файлу формата DLL в меню будет наш DLL Viewer. Выбираем его и смотрим все функции!

Это все, спасибо за внимание!

Здравствуйте уважаемые коллеги!

В данной статье я постараюсь ответить на вопросы: Что такое DLL ? Для чего она нужна? И как создавать и использовать DLL при помощи Delphi .

Что такое DLL ?

Dynamic Link Library или сокращенно DLL — это библиотека, которая содержит в себе набор данных или функций для использования в других программах.

Области применения:

  • Хранение ресурсов: иконки, звуки, курсоры и т.д. Экономим на размере исполняемых файлов объединяя ресурсы в единую библиотеку.
  • Размещение отдельных модулей программы и форм интерфейса. Получаем возможность частичного обновления приложения, а при динамическом подключении, возможно обновлять модули без перезапуска основной программы.
  • Использование в качестве плагинов (PlugIn). Предоставляем возможность расширять функционал приложения без переписывания основного кода программы.
  • Библиотека может использоваться на разных языках программирования в не зависимости от языка на котором она была написана.

Создание собственной библиотеки DLL.

Для создания библиотеки заходим в меню File -> Other и выбираем Delphi Projects -> Dynamic-link Library .
Откроется текст кода с заготовкой для создания библиотеки:

Library Project1; uses System.SysUtils, System.Classes; {$R *.res} begin end.

Размещение ресурсов

Добавим иконку в библиотеку, которую будем использовать потом в основной программе.
Как добавлять ресурсы в проект подробно описано в статье.

Добавим форму «О программе».
Нажимаем File -> New -> VCL Form . Добавим текст и кнопку «ОК»:

Добавим функцию, которая будет выводить стандартный MessageBox с вопросом, кнопками «Да», «Нет» и с результатом в виде True или False .

Function YesNoDlg(const Question: PChar): boolean; stdcall; begin Result:= (MessageBox(0, Question, "Подтверждение", MB_YESNO + MB_ICONQUESTION) = ID_YES); end;

Обратите внимание на ключевое слово stdcall . Оно определяет как именно будут передаваться параметры и результаты при вызове функций. Более подробно можно почитать на странице wiki Соглашение о вызове.

Так же добавим процедуру, которая будет использоваться как плагин для основной программы. Которая будет добавлять кнопку «О программе» в основное меню программы для вызова созданного нами окна.
Код процедуры:

Procedure PlugIn(Form: TForm); stdcall; var i: integer; mi: TMenuItem; begin for i:= 0 to Form.ComponentCount - 1 do begin if (Form.Components[i].ClassName = "TMenuItem") and (Form.Components[i].Name = "miHelp") then begin mi:= TMenuItem.Create(Form.Components[i]); mi.Caption:= "О программе"; mi.OnClick:= fmAbout.onAboutButtonClick; TMenuItem(Form.Components[i]).Add(mi); Exit; end; end; end;

В процедуру в качестве параметра передается форма программы. Мы проверяем присутствует ли на ней пункт меню с именем «miHelp » и если меню нашлось, то добавляем в него свою кнопку.

Теперь укажем какие функции и процедуры можно использовать из нашей библиотеки.
Добавим строку:

Exports PlugIn, YesNoDlg;

Скомпилируем функцию Project -> Build или с помощью горячей клавиши Shift+F9 .
Если ошибок в коде нет, то в папке проекта должен появиться файл с расширением DLL .

Теперь перейдем к созданию приложения, которое будет использовать нашу библиотеку.

В приложении создадим форму Main в которой добавим компонент со следующими кнопками: Программа -> Выход и Помощь. Для последнего зададим имя — miHelp :

Перейдем к коду формы.

Функции из библиотеки DLL можно подключать двумя способами:
Статическим — библиотека подключается при запуске программы. Если библиотека или имя функции не найдено, то программа выдаст ошибку и не запустится.
Динамическим — библиотека подключается или непосредственно перед вызовом функции или по определенному событию.

Рассмотрим статический способ подключения:

Type TfmMain = class(TForm) MainMenu: TMainMenu; miProgram: TMenuItem; miExit: TMenuItem; miHelp: TMenuItem; procedure FormCreate(Sender: TObject); procedure miExitClick(Sender: TObject); private public end; procedure PlugIn(Form: TForm); stdcall; external "SampleDLL.dll"; var ...

Ключевое слово external указывает на то, что данная функция подключается из внешней библиотеки.

На событие onCreate формы добавим вызов процедуры PlugIn :

Procedure TfmMain.FormCreate(Sender: TObject); begin PlugIn(Self); end;

В качестве параметра Form передаем в процедуру текущую форму (ключевое слово Self ).

При запуске программы у нас должен появится пункт «О программе» в разделе «Помощь» главного меню.

Переходим к динамическому способу подключения.

Нам понадобятся три функции WinApi :

LoadLibrary
Загружает библиотеку в память компьютера. В качестве результата возвращает указатель на библиотеку в памяти. В случае ошибки вернет 0.

LoadLibrary(lpLibFileName: LPCWSTR): HMODULE;

lpLibFileName — Имя файла библиотеки.

GetProcAddress
Найти функцию в библиотеки по имени. Результатом будет указатель на функцию. Если функция не найдена, то вернет nil .

GetProcAddress(hModule: HMODULE; lpProcName: LPCSTR): FARPROC;

hModule
lpProcName — Имя функции.

FreeLibrary
Выгружает библиотеку из памяти компьютера. Результатом будет True в случае успешного выполнения и False в случае ошибки.

FreeLibrary(hLibModule: HMODULE): BOOL;

hLibModule — Указатель на загруженную библиотеку.

Теперь с помощью динамического способа получим ресурсы, нашу иконку и на кнопку «Выход» добавим вызов функции YesNoDlg для подтверждения закрытия программы.
На то же событие onCreate добавляем код:

Procedure TfmMain.FormCreate(Sender: TObject); var DLLHandle: THandle; begin PlugIn(Self); DLLHandle:= LoadLibrary("SampleDLL.dll"); if DLLHandle = 0 then raise Exception.Create("Не удалось подключить библиотеку "SampleDLL"!"); try Self.Icon.LoadFromResourceName(DLLHandle, "my_icon"); finally FreeLibrary(DLLHandle); end; end;

И на событие onClick пункта меню «Выход»:

Procedure TfmMain.miExitClick(Sender: TObject); var DLLHandle: THandle; Dlg: function(const Question: PChar): boolean; stdcall; begin DLLHandle:= LoadLibrary("SampleDLL.dll"); if DLLHandle = 0 then raise Exception.Create("Не удалось подключить библиотеку "SampleDLL"!"); try @Dlg:= GetProcAddress(DLLHandle, "YesNoDlg"); if not Assigned(@Dlg) then raise Exception.Create("Функция с именем "YesNoDlg" не найдена в библиотеке "SampleDLL"!"); if Dlg("Выйти из программы?") then Close; finally FreeLibrary(DLLHandle); end; end;

Если вы все написали верно, то после запуска программы должна поменяться иконка формы, добавиться кнопка «О программе», при нажатии на которую будет показывать форма About и на нажатие кнопки выход программа будет запрашивать подтверждение: «Выйти из программы?».

Надеюсь вам будет полезен этот небольшой пример использования возможностей DLL библиотек.
Исходники проекта можно скачать .



Введение

В связи с бурным развитием технологий программирования, все больше людей сталкиваются с проблемой наращивания возможностей своих программ. Данная статья посвящена именно этому вопросу, а именно - программирование DLL в Borland Delphi. Кроме того, так как мы затронем вопросы по использованию библиотек DLL, то попутно коснемся импортирования функций из чужих DLL (в том числе и системных, т.е. WinAPI).

Области применения DLL

Итак, зачем же нужны библиотеки DLL и где они используются?.. Перечислим лишь некоторые из областей их применения:

Отдельные библиотеки Содержат полезные для программистов дополнительные функции. Например, функции для работы со строками, или же - сложные библиотеки для преобразования изображений. Хранилища ресурсов В DLL можно хранить не только программы и функции, но и всевозможные ресурсы - иконки, рисунки, строковые массивы, меню, и т.д. Библиотеки поддержки В качестве примера можно привести библиотеки таких известных пакетов, как: DirectX, ICQAPI (API для ICQ), OpenGL и т.д. Части программы Например, в DLL можно хранить окна программы (формы), и т.п. Плагины (Plugins) Вот где настоящий простор для мыслей программиста! Плагины - дополнения к программе, расширяющие ее возможности. Например, в этой статье мы рассмотрим теорию создания плагина для собственной программы. Разделяемый ресурс DLL (Dynamic Link Library) может быть использована сразу несколькими программами или процессами (т.н. sharing - разделяемый ресурс)

Краткое описание функций и приемов для работы с DLL

Итак, какие же приемы и функции необходимо использовать, чтобы работать с DLL? Разберем два метода импортирования функций из библиотеки:

1 способ. Привязка DLL к программе.

Это наиболее простой и легкий метод для использования функций, импортируемых из DLL. Однако (и на это следует обратить внимание) этот способ имеет очень весомый недостаток - если библиотека, которую использует программа, не будет найдена, то программа просто не запустится, выдавая ошибку и сообщая о том, что ресурс DLL не найден. А поиск библиотеки будет вестись: в текущем каталоге, в каталоге программы, в каталоге WINDOWS\SYSTEM, и т.д. Итак, для начала - общая форма этого приема:


FunctionName (либо ProcedureName) имя функции (или процедуры), которое будет использоваться в Вашей программе; Par1, Par2, ... имена параметров функции или процедуры; Par1Type, Par2Type, ... типы параметров функции или процедуры (например, Integer); ReturnType тип возвращаемого значения (только для функции); stdcall директива, которая должна точно совпадать с используемой в самой DLL; external "DLLNAME.DLL" директива, указывающая имя внешней DLL, из которой будет импортирована данная функция или процедура (в данном случае - DLLNAME.DLL); name "FunctionName" ("ProcedureName") директива, указывающая точное имя функции в самой DLL. Это необязательная директива, которая позволяет использовать в программе функцию, имеющую название, отличное от истинного (которое она имеет в библиотеке); index FunctionIndex (ProcedureIndex) директива, указывающая порядковый номер функции или процедуры в DLL. Это также необязательная директива.

Это гораздо более сложный, но и более элегантный метод. Он лишен недостатка первого метода. Единственное, что неприятно - объем кода, необходимого для осуществления этого приема, причем сложность в том, что функция, импортируемая из DLL достуна лишь тогда, когда эта DLL загружена и находится в памяти... С примером можно ознакомиться ниже, а пока - краткое описание используемых этим методом функций WinAPI:

LoadLibrary(LibFileName: PChar) загрузка указанной библиотеки LibFileName в память. При успешном завершении функция возвращает дескриптор (THandle) DLL в памяти. GetProcAddress(Module: THandle; ProcName: PChar) считывает адpес экспоpтиpованной библиотечной функции. При успешном завершении функция возвращает дескриптор (TFarProc) функции в загруженной DLL. FreeLibrary(LibModule: THandle) делает недействительным LibModule и освобождает связанную с ним память. Следует заметить, что после вызова этой процедуры функции данной библиотеки больше недоступны.

Практика и примеры

Ну а теперь пора привести пару примеров использования вышеперечисленных методов и приемов:

Пример 1. Привязка DLL к программе


Теперь то же самое, но вторым способом - с динамической загрузкой:


Примечание:

Следует воздерживаться от использования типа string в библиотечных функциях, т.к. при его использовании существуют проблемы с "разделением памяти". Подробней об этом можно прочитать (правда, на английском) в тексте пустого проекта DLL, который создает Delphi (File -> New -> DLL). Так что лучше используйте PChar, а затем при необходимости конвертируйте его в string функцией StrPas.

Ну а теперь разберем непосредственно саму библиотеку DLL:

Пример 3. Исходник проекта MYDLL.DPR


Размещение в DLL ресурсов и форм

В DLL можно размещать не только функции, но и курсоры, рисунки, иконки, меню, текстовые строки. На этом мы останавливаться не будем. Замечу лишь, что для загрузки ресурса нужно загрузить DLL, а затем, получив ее дескриптор, - загружать сам ресурс соотвествующей функцией (LoadIcon, LoadCursor, и т.д.). В этом разделе мы лишь немного затронем размещение в библиотеках DLL окон приложения (т.е. форм в Дельфи).

Для этого нужно создать новую DLL и добавить в нее новую форму (File -> New -> DLL, а затем - File -> New Form). Далее, если форма представляет собой диалоговое окно (модальную форму (bsDialog)), то добавляем в DLL следующую функцию (допустим, форма называется Form1, а ее класс - TForm1):

Пример 4. Размещение формы в DLL


Если же нужно разместить в DLL немодальную форму, то необходимо сделать две функции - открытия и закрытия формы. При этом нужно заставить DLL запомнить дескриптор этой формы.

Создание плагинов

Здесь мы не будем подробно рассматривать плагины, т.к. уже приведенные выше примеры помогут Вам легко разобраться в львиной части программирования DLL. Напомню лишь, что плагин - дополнение к программе, расширяющее ее возможности. При этом сама программа обязательно должна предусматривать наличие таких дополнений и позволять им выполнять свое предназначение.

Т.е., например, чтобы создать плагин к графическому редактору, который бы выполнял преобразование изображений, Вам нужно предусмотреть как минимум две функции в плагине (и, соответственно, вызвать эти функции в программе) - функция, которая бы возвращала имя плагина (и/или его тип), чтобы добавить этот плагин в меню (или в тулбар), плюс главная функция - передачи и приема изображения. Т.е. сначала программа ищет плагины, потом для каждого найденного вызывает его опозновательную функцию со строго определенным именем (например, GetPluginName) и добавляет нужный пункт в меню, затем, если пользователь выбрал этот пункт - вызывает вторую функцию, которой передает входное изображение (либо имя файла, содержащего это изображение), а эта функция, в свою очередь, обрабатывает изображение и возвращает его в новом виде (или имя файла с новым изображением). Вот и вся сущность плагина... :-)

Эпилог

В этой статье отображены основные стороны использования и создания библиотек DLL в Borland Delphi. Если у Вас есть вопросы - скидывайте их мне на E-mail: