Заполнение массива с клавиатуры паскаль. Двумерные массивы

Заполнение массива с клавиатуры паскаль. Двумерные массивы
Заполнение массива с клавиатуры паскаль. Двумерные массивы

Одномерный массив – это именованная последовательность, состоящая из пронумерованных элементов одного типа. Элементы могут быть любого имеющегося в Pascal (за исключение файлового) типа данных. Номер, также называемый индексом, имеет каждый элемент массива. Индекс должен быть порядкового типа. Одномерный массив можно объявить как в качестве переменной:

var <имя переменной>: array of <тип элементов>;

так и типа:

type <имя типа> = array of <тип элементов>;

Здесь m – номер первого элемента, а n – последнего. Например, если диапазон задан так: , то это означает, что определен одномерный массив размерностью в 10 элементов, с индексами от 1 до 10.

Для обращения к элементу массива нужно указать его имя и номер: mas[i], тут mas – имя, i – номер. В программе ниже мы объявим массив и произведем простые операции над его элементами.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

program array_primer;
uses crt;
var mas, A: array [ 1 ..10 ] of real ;
begin
clrscr;
mas[ 1 ] := 32 ;
mas[ 5 ] := 13 ;
mas[ 9 ] := 43 ;
A[ 1 ] := (mas[ 9 ] — mas[ 1 ] ) * mas[ 5 ] ;
write (A[ 1 ] : 5 : 2 ) ;
readkey;
end .

В каком-то смысле с массивами можно работать, как и с обычными переменными, но представьте, например ситуацию, когда необходимо заполнить массив, состоящий из десятков или тысяч элементов. Это будет удобней сделать посредством цикла. Следующая конструкция заполняет массив числами и выводит их на экран.

for i:=1 to n do
begin
mas[i]:=i;
write(mas[i]:3);
end;

Если необходимо, чтобы массив состоял из значений, введенных с клавиатуры, то просто замените присвоение на оператор read. Также бывают ситуации, когда требуется заполнить массив случайными числами. Программа ниже поочередно присваивает каждому элементу случайную величину.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

program array_random;
uses crt;
var i: integer ;
mas: array [ 1 ..100 ] of integer ;
begin
clrscr;
randomize;
for i:= 1 to 100 do
begin
mas[ i] := random(10 ) ;
write (mas[ i] : 2 ) ;
end ;
readkey;
end .

Широко распространены задачи связанные с разного рода алгоритмами применимыми к массивам. Среди них особенно популярны методы поиска и сортировки элементов. Но каждый из таких алгоритмов требует индивидуального изучения, поэтому ознакомиться с ними вы можете в других статьях:

Алгоритмы сортировки:

Алгоритмы поиска:

К числу менее сложных и в тоже время востребованных относятся методы определения количества положительных и отрицательных, минимального и максимального элементов. Рассмотрим их.

Поиск максимального элемента в массиве :

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

program array_max;
uses crt;
type massiv= array [ 1 ..10 ] of word ;
var i, max: integer ;
A: massiv;
begin
clrscr;
for i:= 1 to 10 do
begin
write (‘Элемент №’ , i: 2 , ‘=’ ) ;
read (A[ i] ) ; {ввод с клавиатуры}
end ;
max:= A[ 1 ] ; {пусть первый элемент будет максимальным}
for i:= 1 to 10 do
if maxwriteln ;
write (‘Максимальный элемент = ‘ , max) ;
readkey;
end .

Для того чтобы сделать программу для поиска минимального элемента нужно всего лишь поменять знак < в 15 строке на >.

Определение количества положительных элементов :

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Заполнить элементы одномерного массива значениями мы можем: вводя значения с клавиатуры; случайным образом; по формуле. Способы задания одномерных массивов Для ввода и вывода числовых значений массива используются циклы. Процедура принимает параметр по ссылке массив Mssiv заданного типа и целую переменную n отвечающую за количество заполняемых ячеек массива. Формирование одномерного массива случайным образом.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Заполнение.

Заполнить элементы одномерного массива значениями мы можем:

Вводя значения с клавиатуры;

Случайным образом;

По формуле.

Способы задания одномерных массивов

Для ввода и вывода числовых значений массива используются циклы.

Рассмотрим процедуры, которые бы формировали одномерный массив двумя способами

1) случайным образом,

2) вводом элементов с клавиатуры

Предположим, что мы будем работать с массивом целых чисел. Пусть нам достаточно иметь максимальное количество элементов равное 50. Процедура принимает параметр по ссылке массив Massiv заданного типа и целую переменную n , отвечающую за количество заполняемых ячеек массива. Также нам нужна будет локальная переменная i , которая будет выполнять функции параметра цикла и использоваться для указания номера, определяющего местоположение элемента в массиве.

1. Формирование одномерного массива случайным образом. Зададим значение каждого элемента результатом случайной функции Random(10). Заполнение массива зададим циклическим оператором for, в теле которого выполняется вычисление случайного числа функцией Random(10), после чего это значение присваивается очередному i -му элементу массива.

Procedure InsertMas1(Var massiv:mas; n:integer);

I: integer;

Begin

Randomize;

For i:=1 to n do

Massiv[i] := Random(10);

End ;

2. Формирование одномерного массива вводом элементов с клавиатуры.

Procedure InsertMas2(Var massiv:mas; n:integer);

I: integer;

Begin

For i:=1 to n do

Begin

write ("Введите ", i ,"-ый элемент массива ");

readln(massiv[i]);

End;

End;

Вывод массива на экран осуществляется следующим образом:

Procedure PrintMas(massiv:mas; n:integer);

I: integer;

Begin

For i:=1 to n

Write(Massiv[i]:5);

End .

Надо помнить, что во всех трех случаях нам не обойтись без организации цикла.

Поиск максимального (минимального) элемента массива.

Пусть мы имеем одномерный массив:

20,-2, 4, 10,7, 21,-12, 0, 4, 17.

Подумаем, какие операции нужно выполнить, если требуется найти максимальный элемент. Естественно, операцию сравнения Мы не задумываемся над тем, что сравниваем всегда пару, "пробегая" глазами все элементы массива. Алгоритм поиска максимального (минимального) элемента мы построим таким образом чтобы сравнивать пару чисел, повторяя действие сравнения нужное количество раз.

Итак, нам необходимо ответить на два вопроса:

1) какие числа входят в пару, составляющую операцию отношения;

2) сколько раз необходимо повторить операцию сравнения. Введем дополнительную переменную с именем mах. Она и будет одним из чисел, второе число — это очередной элемент массива. Для того, чтобы провести первую операцию сравнения необходимо переменной mах присвоить некоторое начальное значение. Здесь могут быть два варианта:

1) присвоить переменной mах первый элемент массива;

2) присвоить число заведомо меньшее всех элементов массива.

Массив содержит сведения о количестве студентов каждой группы I курса. Определить группу с максимальным количеством студентов, считая, что номер группы соответствует порядковому номеру числа в массиве (считаем, что такая группа единственная).

Другими словами, мы должны найти максимальный элемент и его номер.

program max_num;

type mas=array[ 1.. 10] of byte;

var a: mas;

num, i: byte;

max: byte;

begin

{ блок заполнения }

for i:=l to 7 do

readln(a[i]);

{поиск максимального и его номера}

max:==0;

{вводим самое маленькое число для данного массива}

for i:=l to n do

if a[i]>max then begin

num:=i;

max:=a[i]

end;

writeln("максимальное число студентов=",mах);

writeln("номер группы=",num);

end.

3) Найти минимальный элемент среди четных элементов массива.

Пояснение: мы не можем переменной min присвоить первый элемент массива, т.к. он может быть нечетным. Следовательно мы должны выбрать какое-то очень большое число для данного типа данных.

Если мы объявим элементы массива integer, то таким числом будет +32767.

program min_even;

a:array of integer;

i: integer;

min:integer;

begin

for i:=l to 10 do beein

writeln("введите очередной элемент массива ");

readln(a[i]) ;

end;

min:=32767;

for i:=l to 10 do

if (a[i]

if min=32767 then writeln ("в массиве нет четных элементов") else writein ("минимальный элемент среди четных элементов массива=",min)

end.

Обратите внимание: необходимо проверить, изменилось ли значение переменной min, т.к. четных элементов могло и не быть.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

8729. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СПОСОБЫ ЗАДАНИЯ КОНЕЧНОГО АВТОМАТА. ЗАДАЧА СИНТЕЗА. ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ АВТОМАТЫ 189.1 KB
Определение и способы задания конечного автомата. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СПОСОБЫ ЗАДАНИЯ КОНЕЧНОГО АВТОМАТА. Определение конечного автомата. Способы задания конечного автомата.
3552. Индивидуальные домашние задания по химии. Химия домашние задания 475.47 KB
Методические указания включают индивидуальные домашние задания по следующим темам: классы неорганических соединений, химический эквивалент, строение атома, химическая связь, химическая термодинамика, химическая кинетика, концентрация растворов, ионные реакции и гидролиз солей, окислительно-восстановительные реакции, электрохимические процессы, свойства металлов.
12127. Стратегические полезные ископаемые (МПГ, Ni, Co, Cr, Cu) палеопротерозойских расслоенных базитовых массивов северо-востока Фенноскандинавского щита 17.77 KB
Краткое описание разработки. Преимущества разработки в сравнении с аналогами. Важным аспектом разработки является возможность минимизировать негативное техногенное воздействие на окружающую среду за счёт резкого сокращения экстенсивного применения тяжёлой горной и буровой техники на рекогносцировочнопоисковых стадиях. Области коммерческого использования разработки.
9554. МАТЕМАТИКА. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ И ЗАДАНИЯ 268.34 KB
Учебная дисциплина «Математика» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников среднего профессионального образования.
18129. Творческие задания как средство развития воображения 91.06 KB
Названные исследования отражают многообразие научных идей и практических подходов к организации творческой деятельности учащихся в образовательном процессе однако аспект целенаправленного обеспечения творческими заданиями младших школьников в процессе обучения как средства развития воображения изучен еще не достаточно. На основании выделенных противоречий анализа философской психолого-педагогической литературы а также в результате изучения опыта работы начальной школы была сформулирована проблема исследования заключающаяся в теоретическом...
19517. Разработка технического задания для автоматизации магазина «Буква» 155.63 KB
Грамотная продажа товара исходя из требований клиента то есть консультация специалистов. Поэтому необходимо чтобы магазин получал информацию о состоянии рынка и сам предоставлял на рынок информацию об имеющихся товарах и услугах. Взаимодействие со средствами массовой информации заключается в предоставлении магазином данных о себе своих товарах и услугах – в последствии из этих данных будет сформирована реклама ноутбук-салона которая воспринимается рынком товаров и услуг. Расширение видов товара Преимущества магазина: Большой опыт...
3548. Домашние задания по химии и методические указания по их выполнению 229.61 KB
Настоящие домашние задания предназначены для систематической работы студентов всех специальностей над курсом химии в соответствии с учебной программой. Выполнение заданий способствует выработке у студентов навыков самостоятельной работы.
19091. АНАЛИЗ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ И ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБАТЫВАЕМОЙ КОНСТРУКЦИИ 911.42 KB
Серверная комната (серверное помещение или просто серверная) - выделенное технологическое помещение со специально созданными и поддерживаемыми условиями для размещения и функционирования серверного и телекоммуникационного оборудования. Допустимая температура в серверном помещении должна быть
1763. Реализация задания в виде класса, используя для хранения информации контейнер стандартной библиотеки шаблонов (STL) языка С++ 190.6 KB
Синтаксис C++ унаследован от языка C. Одним из принципов разработки было сохранение совместимости с C. Тем не менее, C++ не является в строгом смысле надмножеством C; множество программ, которые могут одинаково успешно транслироваться как компиляторами C...
10124. Разработка технического задания на оказание рекламных услуг, услуг по уборке, охране, обеспечения персоналом 31.88 KB
Разработка технического задания на рекламные услуги: правовое регулирование рекламных услуг. Разработка технического задания на услуги по уборке: основные понятия и виды услуг. Разработка технического задания на услуги по охране: правовое регулирование. Разработка технического задания на услуги по обеспечению персоналом: основные понятия.

Определение массивов

Одномерные массивы

Основные понятия:

Массив обозначается одним именем. Так всю совокупность действительных чисел

1.6, 14.9, -5.0, 8.5, 0.46

можно считать массивом и обозначить одним именем, например А. Образующие массив переменные называются элементами массива. Каждый элемент массива обозначается именем массива с индексом, заключенным в круглые скобки.

A(1), A(2), A(3), ..., A(n).

Индекс определяет положение элемента массива данных относительно его начала.

Для рассмотренного выше примера элементами массива А являются:

A(1)=1.6, A(2)=14.9, A(3)=-5.0, A(4)=8.5, A(5)=0.46

Прежде чем воспользоваться массивом, в программу надо включить оператор DIM, задающий максимально допустимый индекс. Это даст возможность системе с Бейсиком зарезервировать в памяти область достаточного размера.

Формат записи оператора DIM:

DIM имя_массива (максимальный_индекс)

"Имя_массива" обычно выбирается по тем же правилам, что и имена простых переменных.

"Максимальный_индекс" указывает максимально допустимый в программе индекс и должен быть положительным.

Примеры описания массивов:

DIM X(50) " объявление одномерного числового массива X для 50 чисел;

DIM V$(12) "объявление одномерного массива V для 12 символьных элементов.

Объявление массива с переменным размером.

Виды ошибок

Если указать в программе элемент массива с индексом большим, чем значение размерности, объявленное в операторе DIM или принятое по умолчанию, то выдается сообщение об ошибке 9:

Subscript out of range (выход за пределы массива).

Если оператор DIM указан после использования имени массива или массив повторно объявлен, то появляется сообщение 10:

Redimensioned array (повторное задание размерности массива).

Существует два способа присваивания значений элементам массива:

1) cтатический, с использованием операторов DATA, READ и оператора присваивания;

2) динамический, с использованием оператора INPUT и функции RND.

При работе с массивами очень удобно пользоваться оператором цикла FOR...NEXT. В качестве индекса массива используют параметр цикла.

1. Пример статического заполнения массива.

DATA слива,ананас,груша

DATA яблоко,вишня,абрикос

Цикл FOR...NEXT последовательно присваивает значения всем переменным из списка.

2. Пример динамического заполнения массива

INPUT "Введите количество элементов массива ";N

В данном примере используется переменное задание размерности массива.

3. Пример заполнения массива с помощью стандартной функции RND

Массив в программировании является набором элементов одного типа (однотипных).

Различают несколько видов массивов – одномерный (векторный) и многомерный .

Элементы в массиве характеризуются своими именами и порядковыми номерами - индексами.

Индекс – это порядковый номер элемента в массиве.

В Паскале каждому элементу присваивается один или несколько индексов, которые описывают положение элемента в массиве.

Одномерный массив

Синтаксис массива в Pascal таков:

Var a: array Of integer ;
Где:
1 – нижний индекс
10 – верхний индекс
A – имя переменной массива
– диапазон значений
Integer – тип данных
A[ i ] – обращение к элементу массива в Pascal

Тип элементов массива может быть любым допустимым типом в Pascal, кроме файлов (даже массивом).

Пример массива: A = {1,-5,230,55,-88,0,100}

Когда описывается массив, его верхний индекс должен быть строго определён.

При описании массива идёт распределение памяти, и компилятор должен знать какое количество памяти нужно выделить под описанный массив.

Ограничения по количеству индексов в массиве Pascal не ограничивается. Однако сам массив не должен быть больше чем 65537 байт.

Массив также можно объявлять в разделе описания типов:

Type mass = array Of real ; Var a,b,c: mass ;
Доступ к элементам массива осуществляется в цикле.

Наиболее рациональным способом обработки элементов массива в Паскаль является оператор цикла с параметром.

Как думаете почему? Да потому, что нам известно конечное число элементов в массиве.

Алгоритмы заполнения массива в Pascal

  1. Ввод элементов массива с помощью компьютера осуществляется с помощью такой конструкции:

    For i:= 1 To 10 Do read(A[i]);

  2. Задание массива случайным образом.

    Массив можно задать случайным образом с помощью датчика случайных величин.

    Для запуска датчика случайных величин в Паскаль нужно прописать специальную конструкцию - Randomize ;

    Новое значение генерируется с помощью функции Random(n) ,где n – целое число. В таком случае генерируется любое число с диапазоном от 0 до n.

    K:= Random (100);
    Если функция Random используется без параметра, то она генерирует вещественное число (тип real) в диапазоне 0 < X < 1

    X:= Random ;

Заполнение массива случайным образом

Данная конструкция в Pascal реализует заполнение массива случайно.

Randomize ; For i:= 1 To 10 Do Begin A[i] := random*100-70 ; write(A[i]:6:2) ; End ;

На занятии объясняется, как работать с одномерными массивами в Паскале, как использовать генератор случайных чисел - функцию random в Паскале. Рассматривается пример того, как вывести числа Фибоначчи


Материалы сайта сайт направлены на практическое освоение языка программирования Pascal. Краткие теоретические сведения не претендуют на полное освещение материала по теме; необходимую информацию можно найти в сети Интернет в большом количестве. В наши же задачи входит предоставление возможности получения практических навыков программирования на Паскале. Решенные наглядные примеры и задания изложены по мере увеличения их сложности, что позволит с легкостью изучить материал с нуля.

Объявление массива

Массивы в Паскале используются двух типов: одномерные и двумерные.
Определение одномерного массива в Паскале звучит так: одномерный массив - это определенное количество элементов, относящихся к одному и тому же типу данных, которые имеют одно имя, и каждый элемент имеет свой индекс — порядковый номер.
Описание массива в Паскале (объявление) и обращение к его элементам происходит следующим образом:

Объявление массива

var dlina: array [ 1 .. 3 ] of integer ; begin dlina[ 1 ] : = 500 ; dlina[ 2 ] : = 400 ; dlina[ 3 ] : = 150 ; ...

var dlina: array of integer; begin dlina:=500; dlina:=400; dlina:=150; ...

  • dlina — идентификатор (имя) массива;
  • для объявления используется служебное слово Array (в переводе с англ. «массив» или «набор»);
  • - в квадратных скобках ставится номер (индекс) первого элемента, затем две точки и индекс последнего элемента массива, т.е. по сути, указывается количество элементов; количество элементов массива называется размерностью массива
  • of integer (с англ. «из целых чисел») — указывает, к какому типу относится массив, of здесь — служебное слово.
  • Объявить размер можно через константу:

    Инициализация массива

    Кроме того, массив может быть сам константным , т.е. все его элементы в программе заранее определены. Описание такого массива выглядит следующим образом :

    const a: array [ 1 .. 4 ] of integer = (1 , 3 , 2 , 5 ) ;

    const a:array of integer = (1, 3, 2, 5);

    Заполнение последовательными числами:

    Результат: A = 8, A = 9, A = 10, ..., A[N] = A + 1

    Ввод с клавиатуры:

    Пример: Рассмотрим, как происходит ввод массива в Паскале:

    writeln ("введите кол-во элементов: "); readln(n); {если кол-во заранее не известно, - запрашиваем его} for i:= 1 to n do begin write("a[", i, "]="); read(a[i]); ... end; ...


    ✍ Пример результата:

    Введите кол-во элементов: 3 a=5 a=7 a=4

    Вывод элементов массива

    Пример: Рассмотрим, как вывести массив в Паскале:

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 var a: array [ 1 .. 5 ] of integer ; {массив из пяти элементов} i: integer ; begin a[ 1 ] : = 2 ; a[ 2 ] : = 4 ; a[ 3 ] : = 8 ; a[ 4 ] : = 6 ; a[ 5 ] : = 3 ; writeln ("Массив A:" ) ; for i : = 1 to 5 do write (a[ i] : 2 ) ; {вывод элементов массива} end .

    var a: array of integer; {массив из пяти элементов} i: integer; begin a:=2; a:=4; a:=8; a:=6; a:=3; writeln("Массив A:"); for i:= 1 to 5 do write(a[i]:2); {вывод элементов массива} end.

    ✍ Пример результата:

    Массив A: 2 4 8 6 3

    Для работы с массивами чаще всего используется в Паскале с параметром, так как обычно известно, сколько элементов в массиве, и можно использовать счетчик цикла в качестве индексов элементов.

    Задача Array 0. Необходимо задать вещественный массив размерностью 6 (т.е. из шести элементов); заполнить массив вводимыми значениями и вывести элементы на экран. Использовать два цикла: первый — для ввода элементов, второй — для вывода.


    В данном примере работы с одномерным массивом есть явное неудобство: присваивание значений элементам.

    Обработка массивов в Паскале, так же как и заполнение массива, происходит обычно с использованием цикла for .

    Функция Random в Pascal

    Для того чтобы постоянно не запрашивать значения элементов массива используется генератор случайных чисел в Паскаль, который реализуется функцией Random . На самом деле генерируются псевдослучайные числа, но суть не в этом.

    Для генерации чисел от 0 до n (не включая само значение n , целые числа в интервале of integer; i:integer; begin randomize; for i:=1 to 10 do begin f[i]:=random(10); { интервал } write(f[i]," "); end; end.

    ✍ Пример результата:

    9 8 9 2 0 3 6 9 5 0

    Для вещественных чисел в интервале и вывести элементы на экран: определить три позиции для вывода каждого элемента.

    Числа Фибоначчи в Паскале

    Наиболее распространенным примером работы с массивом является вывод ряда чисел Фибоначчи в Паскаль. Рассмотрим его.

    Пример: Ряд чисел Фибоначчи: 1 1 2 3 5 8 13…

    f[ 0 ] : = 1 ; f[ 1 ] : = 1 ; f[ 2 ] : = 2 ; …

    f:=1; f:=1; f:=2; …

    f[ 2 ] : = f[ 0 ] + f[ 1 ] ; f[ 3 ] : = f[ 1 ] + f[ 2 ] ;
    f[ i] : = f[ i- 2 ] + f[ i- 1 ] ;

    f[i]:=f+f;

    Получили формулу элементов ряда.

    Пример: Вычислить и распечатать первые 20 чисел Фибоначчи.

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 var i: integer ; f: array [ 0 .. 19 ] of integer ; begin f[ 0 ] : = 1 ; f[ 1 ] : = 1 ; for i: = 2 to 19 do begin f[ i] : = f[ i- 1 ] + f[ i- 2 ] ; writeln (f[ i] ) end ; end .

    var i:integer; f:arrayof integer; begin f:=1; f:=1; for i:=2 to 19 do begin f[i]:=f+f; writeln(f[i]) end; end.

    На данном примере, становится понятен принцип работы с числовыми рядами. Обычно, для вывода числового ряда находится формула определения каждого элемента данного ряда. Так, в случае с числами Фибоначчи, эта формула-правило выглядит как f[i]:=f+f . Поэтому ее необходимо использовать в цикле for при формировании элементов массива.

    Задача Array 2. Дан ряд из 10 произвольных чисел: a, a, ... , a (использовать функцию random()). Подсчитать и напечатать суммы троек стоящих рядом чисел: a+a+a , a+a+a , a+a+a , …… , a+a+a

    Псевдокод:

    Поиск максимального элемента по его индексу:


    Задание Array_min: Найдите минимальный элемент массива. Выведите элемент и его индекс.

    Задача Array 4. Дан массив из 10 целочисленных элементов. Найти количество отрицательных и вывести количество на экран.

    Задача Array 5. Найти минимальное и максимальное из n введенных чисел (массива). Определить расстояние между этими элементами. 3 2 6 1 3 4 7 2 >>> min=1, max=7, distance=3

    Задача Array 6. Дан целочисленный массив размера N . Вывести все содержащиеся в данном массиве четные числа в порядке убывания их индексов, а также их количество K . N=4 mas: 8 9 2 5 >>> 2 8 количество= 2

    Задача Array 7. Ввести с клавиатуры массив из 5 элементов, найти в нем два максимальных элемента и их номера.

    Пример:

    Исходный массив: 4 -5 10 -10 5 максимальные A=10, A=5

    Поиск в массиве

    Рассмотрим сложный пример работы с одномерными массивами:

    Пример: Дан массив из 10 чисел. Определить, есть ли в массиве число, введенное пользователем. Если есть – выводить «найдено» , если нет – «не найдено» .
    Сложность задания заключается в том, что выводить слова «найдено» или «не найдено» необходимо один раз.


    Для решения поставленной задачи понадобится оператор break — выход из цикла.
    Решение Вариант 1. Цикл for:

    Показать решение

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 var f: array [ 1 .. 10 ] of integer ; flag: boolean ; i, c: integer ; begin randomize; for i: = 1 to 10 do begin f[ i] : = random(10 ) ; write (f[ i] , " " ) ; end ; flag: = false ; writeln ("введите образец" ) ; readln (c) ; for i: = 1 to 10 do if f[ i] = c then begin writeln ("найден" ) ; flag: = true ; break ; end ; if flag= false then writeln ("не найден" ) ; end .

    var f: array of integer; flag:boolean; i,c:integer; begin randomize; for i:=1 to 10 do begin f[i]:=random(10); write(f[i]," "); end; flag:=false; writeln("введите образец"); readln(c); for i:=1 to 10 do if f[i]=c then begin writeln("найден"); flag:=true; break; end; if flag=false then writeln("не найден"); end.

    Рассмотрим эффективное решение:

    Задача: найти в массиве элемент, равный X , или установить, что его нет.

    Алгоритм:

    • начать с 1-го элемента (i:=1);
    • если очередной элемент (A[i]) равен X , то закончить поиск иначе перейти к следующему элементу.

    решение на Паскале Вариант 2. Цикл While:

    Предлагаем посмотреть подробный видео разбор поиска элемента в массиве (эффективный алгоритм):

    Задача Array 8. Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале и вывести номера всех элементов, равных X .

    Пример:

    Исходный массив: 4 0 1 2 0 1 3 4 1 0 Что ищем? 0 A, A, A

    Циклический сдвиг

    Пример: сдвинуть элементы массива влево на 1 позицию, первый элемент становится на место последнего.



    Решение:

    Алгоритм:
    A:=A; A:=A;… A:=A[N];

    Программа:

    Задача Array 9. Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале [-10..10] и выполнить циклический сдвиг влево без первого элемента .
    Пример: Исходный массив: 4 -5 3 10 -4 -6 8 -10 1 0 Результат: 4 3 10 -4 -6 8 -10 1 0 -5

    Перестановка элементов в массиве

    Рассмотрим, как происходит перестановка или реверс массива.

    Пример: переставить элементы массива в обратном порядке


    Решение:

    Алгоритм:

    Псевдокод:

    Программа:

    Задача Array 10. Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале [-10..10] и сделать реверс всех элементов, кроме последнего.
    Пример: Исходный массив: -5 3 10 -4 -6 8 -10 1 0 4 Результат: 0 1 -10 8 -6 -4 10 3 -5 4

    Выбор элементов и сохранение в другой массив

    Пример: найти в массиве элементы, удовлетворяющие некоторому условию (например, отрицательные), и скопировать их в другой массив

    Решение:

    Решение: подсчитывать количество найденных элементов с помощью счетчика count, очередной элемент устанавливать на место B. Переменой count необходимо присвоить 1 .


    Вывод массива B:

    writeln("Выбранные элементы"); for i:=1 to count-1 do write(B[i], " ")

    Задача Array 11. Заполнить массив случайными числами в интервале и записать в другой массив все числа, которые оканчиваются на 0.
    Пример: Исходный массив: 40 57 30 71 84 Заканчиваются на 0: 40 30

    Сортировка элементов массива

    Сортировка методом «Пузырька»

    • В таком типе сортировок массив представляется в виде воды, маленькие элементы — пузырьки в воде, которые всплывают наверх (самые легкие).
    • При первой итерации цикла элементы массива попарно сравниваются между собой:предпоследний с последним, пред предпоследний с предпоследним и т.д. Если предшествующий элемент оказывается больше последующего, то производится их обмен.
    • При второй итерации цикла нет надобности сравнивать последний элемент с предпоследним. Последний элемент уже стоит на своем месте, он самый большой. Значит, число сравнений будет на одно меньше. То же самое касается каждой последующей итерации.

    Выполнение на Паскале:

    1 2 3 4 5 6 7 8 for i: = 1 to N- 1 do begin for j: = N- 1 downto i do if A[ j] > A[ j+ 1 ] then begin с : = A[ j] ; A[ j] : = A[ j+ 1 ] ; A[ j+ 1 ] : = с; end ; end ;

    for i:=1 to N-1 do begin for j:=N-1 downto i do if A[j] > A then begin с:= A[j]; A[j] := A; A := с; end; end;

    Задание Array 12. Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале и отсортировать первую половину массива по возрастанию, а вторую – по убыванию (методом ‘Пузырька’). Пример: Исходный массив: 14 25 13 30 76 58 32 11 41 97 Результат: 13 14 25 30 76 97 58 41 32 11

    Сортировка методом выбора

    • в массиве ищется минимальный элемент и ставится на первое место (меняется местами с A);
    • среди оставшихся элементов также производится поиск минимального, который ставится на второе место (меняется местами с A) и т.д.

    begin c: = A[ i] ; A[ i] : = A[ min] ; A[ min] : = c; end ; end ;

    for i:= 1 to N-1 do begin min:= i ; for j:= i+1 to N do if A[j] < A then min:=j; if min <> i then begin c:=A[i]; A[i]:=A; A:=c; end; end;

    Задание Array 13: Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале и отсортировать его по возрастанию суммы цифр Пример: Исходный массив: 14 25 13 12 76 58 21 87 10 98 Результат: 10 21 12 13 14 25 76 58 87 98

    Быстрая сортировка или quick sort

    Алгоритм:

    Выполнение на Паскале:

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 procedure QSort ( first, last: integer ) ; var L, R, c, X: integer ; begin if first < last then begin X: = A[ (first + last) div 2 ] ; L: = first; R: = last; while L <= R do begin while A[ L] < X do L: = L + 1 ; while A[ R] > X do R: = R - 1 ; if L <= R then begin c: = A[ L] ; A[ L] : = A[ R] ; A[ R] : = c; L: = L + 1 ; R: = R - 1 ; end ; end ; QSort(first, R) ; QSort(L, last) ; end ; end .

    procedure QSort (first, last: integer); var L, R, c, X: integer; begin if first < last then begin X:= A[(first + last) div 2]; L:= first; R:= last; while L <= R do begin while A[L] < X do L:= L + 1; while A[R] > X do R:= R - 1; if L <= R then begin c:= A[L]; A[L]:= A[R]; A[R]:= c; L:= L + 1; R:= R - 1; end; end; QSort(first, R); QSort(L, last); end; end.

    Задание Array 14:
    Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале [-50..50] и отсортировать его с помощью алгоритма быстрой сортировки.