Улучшить звук наушников — интересный мод. Как заставить любые наушники звучать лучше

Улучшить звук наушников — интересный мод. Как заставить любые наушники звучать лучше
Улучшить звук наушников — интересный мод. Как заставить любые наушники звучать лучше

Практически у всех есть старые наушники для компьютера, которым можно подарить вторую жизнь. Предлагаю оценить мой мастер-класс по апгрейду столь незаменимого для меломана атрибута. В качестве экспериментального образца выбрал старые наушники Dialog со стандартным разъемом 3,5, которые некогда закупались практически во все учебные заведения страны.

Подготовка.
Я убрал с наушников старые подушки, микрофон, срезал массивные детали, которые показались «лишними», хорошо прозвонил/пропаял и прикрепил все провода:

Для создания нового облика понадобятся:
1. Каркас старых наушников
2. Кожа мягкая (подойдёт винил)
3. Губка (синтепон, …что угодно)
4. Нитки
5. Пластик гибкий (подойдет пластик от папки для бумаг)
6. Др. детали – см. ниже.
7. Инструменты: швейная машинка, ножницы, игла, линейка, ручка(маркер)

Изготовление подушек для наушников.
1. Сначала определяем размеры будущих подушек. Решил сделать квадратные подушки, несмотря на то, что у оригинала корпус имеет круглую форму. Для этого я снял всего одну меру – ширину корпуса динамика, и из пластика вырезал примерный шаблон подушки – в будущем он найдет применение:

2. Далее – самая сложная часть работы, требующая высокой аккуратности. Врезаем из винила фронтальную часть для каждой подушки, и с обратной стороны размечаем: линии, по которым пойдут швы, и границы звукового канала. Для последующего удобства предложил сделать вырез в виде буквы «Н», а потерянную с боков площадь материала восполнить дополнительными кусками материала.

Две одинаковые «облицовки» каждой подушки.


Облицовка с готовым вырезом и дополнительным материалом с двух сторон. Прошитые диагонали – изыск, придающий объём. Исполнение необязательно.

3. Вырезаем из губки наполнитель по размерам, на 10% превышающим соответствующие параметры шаблона.

Облицовка, шаблон и наполнитель.
4. Пришиваем на швейной машинке узкие полоски кожи на бока каждого изделия (облицовки), придавая ему форму «короба»:


5. Прошиваем заднюю часть коробов, наращивая излишки материала, позволяющие его замкнуть вокруг корпуса динамика. Расположение швов влияет на форму подушки. Весь процесс желательно проделывать, регулярно сравнивая размеры собственного изделия с размерами корпуса динамика.

6. Выворачиваем готовые «короба» наизнанку, прикладываем наполнитель и пластиковый шаблон, сделав его копию:

Кожа, наполнитель и каркас.
7. Проталкиваем назначенные на сокрытие площади звукового канала излишки (которые в центре, в вырезе «Н») в отверстие губки. Аккуратно с помощью иголки и нитки стягиваем края этих полосок с краями внутреннего «захлёста», образованного швами:

При этом стараемся учитывать упругость подушек (чем мягче – тем лучше), и следим, чтобы каркас находился и фиксировался в одной плоскости со швами

8. Выворачиваем «короба»в прежние положения, швами вовнутрь. Чтобы сохранить их форму после прикрепления к корпусам динамиков, были сделаны еще два каркаса из пластика, повторяющие не только ширину, но и создающие форму боковин:

9. После того, как установим каркасы вовнутрь «коробов», одеваем их на сами наушники. Свободный объём внутри заполняем губкой

10. Снова берем иголку и нитку, и начинаем стягивать края «коробов» из кожи:

Подушка сделана и прикреплена!

Изготовление внешних облицовочных пластин.
1. Чтобы «спрятать» эту «красоту», можно использовать два куска материала. Применив фантазию, можно придумать множество способов скрыть места крепления. В данном случае было найдено два одинаковых зарядных устройства от мобильного телефона (S.E.), корпуса которых и пригодились для изготовления «крышек»:

2. Используя внутренние неровности панелей-«крышек»,их без особого труда удалось прикрепить к наушникам (в разных случаях можно использовать саморезы, или клей).

Готовые наушники.

При прослушивании некоторых композиций при повышенной громкости звук приобретает скрипящий, свистящий характер.
Облазив интернет хотелось выбрать что-то конкретное но ассортимент наушников в магазинах при их обилии в городе оказался скудный. Выбор пал между дорогими Sennheiser HD595 и умеренными HD515, а хотел приобрести 555 модель, много о ней положительных отзывов, но выбора не было, а заказывать через интернет что-то не решился. Семейные расходы остановили выбор на Sennheiser HD515.
Цену свою они оправдывают: качество приличное и сборки, и звука, хотя и китайской сборки. При прослушивании некоторых композиций при повышеной громкости звук приобретал скрипящий, свистящий характер, и еще наушники открытого типа и сильно шумят для окружающих. Супруга, чтоб не мешал смотреть сериал прикрыла с одной стороны подушкой, звук с того наушника претерпел изменения, прикрыв их с двух сторон было замечено музыка как-бы просветлилась стала более объемной чище, пропали нехорошие призвуки. В интернете был найден их частотный график, который на средних частотах имел некоторую неравномерность.

В одно время я демпфировал среднечастотники в колонках с целью улучшения АЧХ и решил попробовать сделать это с наушниками. Аккуратно разобрав, обследовал внутренности девайса на предмет апгрейда.
Были перепробованы разные материалы: ватин, флизелин, фетр, ватные салфетки и разные волокнистые вещи для чистки и мытья, но выбор пал на войлок, были приобретены войлочные рабочие рукавицы. Прикрывая наушники и прослушивая музыку чисто визуально, из приборов в наличии только мультимер, была выбрана оптимальная толщина в один слой около 1,5 -1,7 мм.

Сняв с тыльной стороны декоративные решетки, аккуратно поддев пластиковой картой, были вырезаны по ним две заготовки с припуском 2-3 мм. Вскрываются наушники легко с использованием тонкой пластиковой карточки. Слегка потянув амбушуры с одной стороны вставить в зазор карту и обвести по кругу, защитная сетка держится на 4-х защипах и снимается без проблем ногтем. Далее берем отвертку и выкручиваем три шурупа, чтобы потом ничего не паять, прикрепляем к дужке фланец с динамиком тонкой мягкой проволокой.
Берем заготовку, укладываем на дно и закрепляем ниткой с иголкой через отверстия в корпусе, не забыв прихватить по центру, обрезаем где что будет мешать при сборке.

Закрываем декоративную крышку, изнутри закрепляем каплями силикона, собираем всё как было и наслаждаемся, меньше мешая окружающим. Если есть возможность, можно точно подогнать демпфер, прокалывая шилом прокладку уже по месту, но только прокладку - внутренности дырявить не желательно. Думаю, так можно подправить звучание наушников и других производителей.

Слушаю их через слегка переделанный усилитель,

Любимые наушники звучат не так, как хотелось бы? Со временем звук стал хуже? Послушал другую модель и захотел обновиться, а денег нет?
Или их хватает только на бюджетную модель, а хочется чего-то большего?

Тогда прочитай эту статью, и попробуй воспользоваться советами. Проверил, работает.

Но сегодня говорим только о накладных - открытых и закрытых - наушниках.

Немного теории

Любая акустическая система складывается стандартных компонентов:

  • источник сигнала,
  • излучатель звука,
  • усиливающие звук элементы,
  • объем, в котором распространяется звук,
  • внешняя среда, в которой находится акустическая система.

Каждый элемент вносит свой вклад.


И совершенно не важно - что играет роль того или иного элемента в рассматриваемом типе акустической системы (АС). Например, для закрытых (мониторных) наушников основную роль играет замкнутый объем воздуха между ушной раковиной и динамиком, поскольку внешняя среда - это небольшой объем воздуха за динамиком, закрытый чашкой.

В данном случае внешнюю среду не принято принимать за дополнительный фактор, она работает только у некоторых мастеров разработки. Даже если она связана с объемом воздуха внутри наушника фазоинверторными отверстиями.

Открытые наушники практически полностью копируют работу настольных акустических систем, отличаясь только расстоянием до слушателя и отсутствием отражений звука от стен. Зато есть отражения от и в ушной раковине, часто более сильные, чем в настольных или напольных АС.

Из чего складывается приятный звук?


Источник определяет качество аудиопотока. Если преобразование информации в акустические волны сопровождается искажениями, или сама информация не слишком подробная - качества не видать.

Правильно подобранная излучательная система «динамик+рупор+объем» влияет не меньше. Может быть, даже больше: я встречал много колонок, которые заставляют низкокачественный mp3 звучать лучше; и не меньше таких, которые легко портят даже самый насыщенный flac, сделанный с мастер-записи.

Именно излучательная система определяет характер излучения и переотражений звуковых волн. Чем шире воспроизводимый частотный диапазон - тем больше мы услышим (звуки за пределами слышимого диапазона тоже важны). Чем больше чувствительность - тем быстрее и точнее они воспроизводят звук.

Объем воздуха, в котором создаются волны, окружен стенками. С одной стороны это ушная раковина, с другой - корпус наушников. Они могут усиливать, отражать без изменений или гасить волны тех или иных частот.

Отсутствие стенки за динамиком делает звук прозрачнее, объемнее - но более плоским и тихим. Отверстия могут как отводить звуковое излишнее давление, так и гасить нежелательные частоты.


Амбюшуры не только изолируют от внешнего шума. Они создают изолированный объем воздуха для циркуляции звуковых волн: могут отражать, могут гасить.

Что и как влияет на звучание, теперь примерно понятно. Попробуем разобрать основные способы доработок. Сработает с любыми накладными, звук изменится в нужную сторону.

Звукоизоляция: амбюшуры и чашки

Любые амбюшуры имеют только 1 общее качество: они портятся со временем, даже если это незаметно. Сравни с новыми. Может быть, окажется, что через полгода-год они становятся мягче, удобнее, а звук стал более мягким.

Но чаще случаются обратные ситуации: материал стал рыхлым, высота уменьшилась, и композиции приобретают оттенок ваты.


Самая простая доработка любых накладных (да и любых других) наушников - замена амбюшур. Правил при смене нет - придется искать и экспериментировать. Свои свойства могут быть не только у каждого производителя, но и у каждой серии (если это не огромный аудиохолдинг вроде).

Поэтому при замене - никаких правил. Главное, что материал обеспечивает не только удобство посадки, но и оттенки звука: плотная кожа лучше отражает аудиоволны (добавляет объема), мелкопористое плотное наполнение эффективнее работает звукоизолятором и «увеличивает» объем низких частот.

Мягкие амбюшуры приглушают звук. Особенно это заполненных волокнистыми материалами. Зато они намного приятнее в повседневной носке.


Кстати, никто не мешает подобрать на компактную модель наушников мониторные амбюшуры: или подогнав покупные другого размера, или приспособив подходящие другого производителя. Кроме удобства, «чебурашки» всегда звучат «богаче» - переотражения звука.

Модифицируем чашки

C амбюшурами все просто и довольно неинтересно. «Апгрейд» чашек, в которых размещаются динамики, интереснее. Все зависит от личной выдумки и конечной цели. Например, дешевые мониторные наушники можно превратить в абсолютный изолятор от внешнего мира. Достаточно проложить чашку наушника изнутри качественным звукоизолирующим материалом.


Подойдет изолон или любая автомобильная «шумка». Кроме звукоизоляции, такой мод делает низкие частоты более насыщенными, приглушая при этом высокие.

Наконец, самый хардкорный моддинг: изготовление собственных чашек. Если сменить пластик на дерево (некоторые умельцы приспосабливают готовые чашки для питья) или более толстый и жесткий пластик, можно превратить даже бюджетные наушники в очень неплохие мониторы.


Небольшая опасность кроется в деталях: дерево резонирует, могут появляться нежелательные резонансы. В отсутствии подходящего оборудования очень сложно отследить его наличие, а звук может быть испорчен.

Дорабатываем звуководы и другие направляющие звука

Динамик редко крепится напрямую к чашке наушников. А пластина, на которой он размещен, в хороших моделях крепится через прокладку из бумаги или другого материала. Вот и очередной «мод»: сделав прокладку между двумя частями наушника, можно улучшить изоляцию или частично изменить звук.


Бумага не дает полной изоляции, но не глушит звук, не затирает верхний диапазон (да, щели тоже могут играть роль в звучании). Если применить войлок, можно добиться полной изоляции. При этом бас станет ярче, но чуть глуше.

Кстати, если «замазать» лишние отверстия и щели эпоксидкой или каким-либо натуральным клеем, можно получить аналогичный (но другой) результат. Варианты можно комбинировать.


Защита излучателя тоже подвергается изменениям. Пластиковые решетки производители ставят для экономии. Сменив их на металлическую сетку, закрытую тонкой бумагой для фильтрации, звук любой модели можно изменить кардинально. В лучшую сторону.

Такой «финт» не пройдет с дорогими моделями: скорее всего, фирма-производитель озаботилась звуковым дизайном, и все отверстия перед динамиком появились в результате расчета. Есть риск испортить, если защита не съемная.

Может нормальную акустику купить?


Все варианты можно комбинировать между собой. Конечно, желательно перед этим прочесть какой-нибудь учебник по аудиорежиссуре. Физика человеческого слуха сложна, спектр материалов для применения огромный. Психология играет не меньшую роль.