О каком историческом эпизоде царствования петра 1. Петра I узнают в шведском городе

О каком историческом эпизоде царствования петра 1. Петра I узнают в шведском городе

Среди всех произведений, которые были написаны выдающимися писателями и просто народом, выделяются исторические песни. Эти песни часто посвящались личности такого царя как Петр Первый. Там его показывали хорошим полководцем, смелым, бесстрашным, идеальным правителем, что заботится о подданных, народе и является организатором многих удачных военных походов. Как раз песня под названием Петра I узнают в шведском городе показывает один из эпизодов жизни царской личности. Речь идет о его поездке в Шведскую страну в Стокгольм, куда царь отправился инкогнито, чтобы поближе узнать чужие земли. Эта поездка не выдумка, ведь и в действительности, царь под видом ремесленника проживал в другой стране, что дало почву для создания всевозможных рассказов и легенд.

Эпитеты, относящиеся к царю Петру

В песне мы узнаем, что царь отправляется в чужую страну под видом купца, нагрузив золотом и серебром свои корабли. Никто не узнает Петра Первого в Шведском городе хоть и ходит он улицами открыто. Лишь один генерал узнал в купце царя и сообщил своей королеве Стекольного государства о русском правителе, что находится на их территории. Та же приказала поймать Петра Первого. Но он был смелым, отважным и находчивым. Петр обращается за помощью к крестьянину, а тот в свою очередь, помогает царю добраться к кораблям. Ему удается уйти от погони и добраться во Святую Русь.

Делая народного сказания, мы видим в песне эпитеты, что относятся к царю, с помощью которых удается лучше воссоздать его образ. Его называют царь белый, наш батюшка, царь-государь, тем самым показывая, каким уважением пользовался Петр Первый и насколько сильно его любил русский народ. Саму же песню написал сторонник царя, желающий показать, насколько смелым был государь, что не только организовал опасную акцию в виде разведки в чужом государстве, но и стал ее непосредственным участником.


Петра I узнают в шведском городе

Как никто-то про то не знает, не ведает, Что куда-то наш государь-царь собирается. Чистым се́ребром кораблики изнаполнил, Красным золотом суденышки изукрасил. Он берет-то с собой силушки очень мало, Что одних-то преображенскиих грена́деров. Как приказ-то дает наш батюшка царь белый:

«Ой вы слушайте, офицерушки и солдаты! Не зовите вы меня ни царем своим, ни государем, А зовите вы меня заморскиим ку́пчиной». Уж и грянул государь-царь по морю гуляти. Как носило-то царя по морю неделю, Что носило царя белого другую, Принесло-то его ко Стекольному государству , Что к тому ли шведскому королевству. Что никто-то купчину не узна́ет, Узнавал только его гетман земли шведской. Поскорехонько он к королевнушке метался: «Ах ты гой еси, наша матушка королевна! Не купчинушка по городу гуляет, Что гуляет-то по городу царь белый!»

Как на красное крылечко королевна выходила, Она семи земель царей портреты выносила, По портрету царя белого узнавала, Закричала королевна громким голосом: «Ой вы гой еси, мои шведские генералы! Запирайте вы воро́тички покрепче, Вы ловите царя белого скорее!» Уж и тут-то наш батюшка не пугался, Обо всех он шведских замыслах догадался, Ко крестьянину он на двор скоро бросался: «Ты бери-ко, бери, крестьянин, денег вдоволь, Ты вези меня на край синя моря!» Скоро вывез его крестьянин на край синя моря, А скорей того во кораблик государь-царь садился, Закричал он своим матросам и солдатам: «Ой вы гряньте-ко, ребятушки, дружнее, Вы гребите и плывите поскорее!» Как и первая погоня царя белого догоняет, А другая-то погонюшка настигает. Как возговорит погоня к царю-государю: «Ты возьми-ко, возьми, царь белый, нас с собою. А не возьмешь ты нас, батюшка, с собою, Уж не быть-то нам, горьким, живыми на свете». И тут же вся погоня в сине море побросалась, А наш царь-государь во Святую Русь возвратился.

Вопросы и задания

1. О каком историческом эпизоде царствования Петра I рассказано в песне? В чем вы видите особенности изображения царя?

1. Какие художественные средства используются в этой песне для выражения политического противостояния России и Швеции?

2. Найдите в тексте песни описание убранства царского корабля. Как вы полагаете, какую художественную роль оно играет? Какие художественные приемы здесь использованы? Как называются эпитеты, входящие в состав словосочетаний «чистое серебро», «красное золото»?

3. Выделите эпитеты, относящиеся к царю Петру. Какие из них чаще встречаются в тексте? Как воспринимается личность Петра I народом?

Вопросы и задания ко всей теме

1. Сравните текст одной из исторических песен с былиной. Какие элементы былинного повествования, языка, художественных особенностей вы в ней обнаружили? В чем вы видите отличия былинного героя от героев исторической песни?

2. Изложите сюжет выбранной вами исторической песни. Какое событие стало в ней центральным, кульминационным? Как вы это определили?

3. Приготовьте выразительное чтение одного произведения (по вашему выбору).

Народный театр

Драматические игры и представления были непременной частью народных празднеств. Их можно было увидеть и на деревенских посиделках, и в ярмарочных балаганах, и в духовных училищах, и в солдатских и фабричных казармах. Воздействие этих представлений было сильным. Вот что записал поэт В. Я. Брюсов в своем дневнике о представлении народной драмы «Царь Максимилиан» в канун 1900 года в исполнении рабочих фабрики Полякова: «Те места, которые уцелели с давнего времени, прекрасны. Наивность и торжествующая условность производят сильнейшее впечатление; „за сердце хватает“ (как говорили прежде) при сцене, когда окованный „непокорный сын Адольф“ поет»:

«Я в пустыню удаляюсь От прекрасных здешних мест…»

Самые известные народные пьесы были созданы в XVIII веке. В основу сюжета многих из них легли лубочные картинки, которые в те времена были очень популярны у простого народа. Продавцы лубочных книжек и картинок, которые назывались офени, проникали в самые отдаленные места России.

С интересом смотрели зрители сатирические пьесы. Такие, как знакомая вам пьеска «Барин», а также «Мнимый барин», «Пахомушка» и многие другие.

  1. О каком историческом эпизоде царствова-ния Петра I рассказано в песне? В чем вы видите особенности изображения царя?
  2. Песня повествует о тайном посещении Петром I «Стекольного государства» — столицы Швеции Стокгольма. Будущий царь в юности под видом ремесленника жил в Голландии, и это дало почву для со-здания легенд о его тайных зарубежных путешествиях. Петр I в песне изображен любознательным и смелым, способным идти на любые ухищрения для того, что-бы без помех ознакомиться с чужими зем-лями. «Государь-царь», «царь белый» гу-ляет по чужим городам в обличии купчинушки и его узнать удается только «гетману земли шведской».

  3. Какие художественные средства используют-ся в этой песне для выражения политического противостояния России и Швеции?
  4. Противостояние России и Швеции оче-видно как в сюжете, так и в конкретных эпизодах песни. Сначала Петр появляется в чужом государстве под видом заморско-го купчины, затем, когда его узнали, «не пугался», а поторопился скрыться с по-мощью крестьянина, который вывез его «на край синя моря». Там он сел на ко-рабль, удачно ушел от погони и «во Свя-тую Русь возвратился». Так воссоздан-ные события с обычными в фольклоре повторами, постоянными эпитетами, от-рицательными сравнениями рисуют это противостояние.

    Но не только сюжет показывает нам противостояние двух стран. Его подчерки-вает и поведение героев. Так, шведская ко-ролевна, узнав по портрету «царя белого», приказала его поскорее поймать, чтобы он не догадался о «шведских замыслах».

    Сюжет песни ясно говорит о том, что рассказ ведется сторонником Петра I, ко-торый изображен как организатор одной из опасных и важных акций — разведки во вражеском государстве.

  5. Найдите в тексте песни описание убранства царского корабля. Как вы полагаете, какую худо-жественную роль оно играет? Какие художествен-ные приемы здесь использованы? Как называются эпитеты, входящие в состав словосочетаний чис-тое серебро, красное золото?
  6. Царский корабль был готов к походу: Материал с сайта

    Чистым серебром кораблики изнаполнил, Красным золотом суденышки изукрасил.

    Эти описания говорят и о красоте цар-ских судов, и об их богатстве. Эпитеты в словосочетаниях чистое серебро и крас-ное золото называют постоянными, они свойственны произведениям фольклора.

  7. Выделите эпитеты, относящиеся к царю Пет-ру. Какие из них чаще встречаются в тексте? Как воспринимается личность Петра I народом?
  8. Посмотрим, как именуют царя в пес-не: «наш батюшка царь белый», «госу-дарь-царь», «царь-государь», «наш ба-тюшка». Каждое из этих наименований повторяется несколько раз. Все они пока-зывают уважительное отношение авторов песни к Петру I.

Исторические песни посвящались и реформатору русской жизни Петру I. В песнях Петр показан выдающимся полководцем. В них выражается сочувствие народа к его деятельности. В песнях он идеальный царь, заботящийся о благе подданных, блестящий полководец, организатор военных побед. Так, в песне "Петра I узнают в шведском городе" говорится об одном эпизоде царствования Петра I. Царь тайно отправляется в шведское королевство под видом купца. В песне поется, что никто про это не знает и не ведает. Для того, чтобы предстать богатым купцом, он свои корабли наполняет чистым серебром, украшает чистым золотом и берет с собой "силушки очень мало". Петр велит называть себя не государем, а заморским купчиной.

Однако его узнают в "стекольном государстве" (Стокгольме). Шведская королева кричит своим подданным:

"Ой вы гой еси, мои шведские генералы! Запирайте вы воротички покрепче, Вы ловите царя белого скорее!"

Рассказывая об этом событии, песня подчеркивает смелость и находчивость Петра:

Обо всех он шведских замыслах догадался, Ко крестьянину он на двор скоро бросался: "Ты бери-ко, бери, крестьянин денег вдоволь, Ты вези меня на край сине моря".

На кораблях царь уходит от погони. Враги пытаются захватить его в плен, но безуспешно. Стремясь поймать русского царя, королева посылает дважды погоню. А преследователи обращаются с просьбой к Петру, чтобы он взял их с собой, поскольку назад им дороги нет:

"Ты возьми-ко, возьми, царь белый, нас с собою, А не возьмешь ты нас, батюшка, с собою, Уж не быть-то нам, горьким, живыми на свете".

После отказа царя "вся погоня в сине море побросалась". 1

Народ называет Петра "наш батюшка". В этом обращении видна народная любовь к самодержцу.

Исторических песен о Пугачеве значительно меньше, потому что в представлении народа он был законным царем, а не вольным казаком-разбойником. О нем нельзя было складывать разбойничьи песни. В пугачевских песнях народ идеализировал образ Пугачева, видел в нем защитника, героя, изображал его непокорным, гордым даже в тяжелых жизненных ситуациях. Это показано в песне "Суд над Пугачевым. Панин", в которой атаман ведет себя гордо, независимо, отвечая на вопрос царского вельможи Панина:

Судил тут граф Панин вора Пугачева: Скажи, скажи, Пугаченько, Емельян Иванович, Много ли перевешал князей и боярей? Перевешал вашей братьи семьсот семи тысяч. Спасибо тебе, Панин, что ты не попался: Я бы чину-то прибавил, спину-то поправил, На твою бы на шею варованны вожжи, За твою-то бы услугу повыше подвесил! - Граф и Панин испужался, руками сшибался: Вы берите, слуги верные, вора Пугачева, Поведите-повезите в Нижний Городочек, В Нижнем объявите, в Москве покажите… 2

Читайте также другие статьи раздела "Исторические песни" .