Индукционный генератор переменного тока презентация. Переменный электрический ток

Индукционный генератор переменного тока презентация. Переменный электрический ток

«Генератор переменного тока»Генератор переменного тока (альтернатор)
является электромеханическим устройством,
которое преобразует механическую энергию в
электрическую энергию переменного тока.
Большинство генераторов переменного тока
используют вращающееся магнитное поле.

История:

Системы производящие переменный ток были
известны в простых видах со времён открытия
магнитной индукции электрического тока.
Ранние машины были разработаны Майклом
Фарадеем и Ипполитом Пикси.
Фарадей разработал «вращающийся
треугольник», действие которого было
многополярным - каждый активный проводник
пропускался последовательно через область,
где магнитное поле было в противоположных
направлениях. Первая публичная демонстрация
наиболее сильной «альтернаторной системы»
имела место в 1886 году. Большой двухфазный
генератор переменного тока был построен
британским электриком Джеймсом Эдвардом
Генри Гордоном в 1882 году. Лорд Кельвин и
Себастьян Ферранти также разработали ранний
альтернатор, производивший частоты между 100
и 300 герц. В 1891 году Никола Тесла
запатентовал практический «высокочастотный»
альтернатор (который действовал на частоте
около 15000 герц). После 1891 года, были
введены многофазные альтернаторы.
Принцип действия генератора основан на
действии электромагнитной индукции -
возникновении электрического напряжения в
обмотке статора, находящейся в переменном
магнитном поле. Оно создается с помощью
вращающегося электромагнита - ротора при
прохождении по его обмотке постоянного тока.
Переменное напряжение преобразуется в
постоянное полупроводниковым
выпрямителем.

Общий вид генератора переменного тока с внутренними полюсами. Ротор является индуктором, а статор - якорем

Ротор – сердечник,
вращающийся вокруг
горизонтальной или
вертикальной оси
вместе со своей
обмоткой.
Статор – неподвижный сердечник с его обмоткой.

Схема устройства генератора: 1 - неподвижный якорь, 2 - вращающийся индуктор, 3- контактные кольца, 4- скользящие по ним щетки

Вращающийся
индуктор
генератора I
(ротор) и якорь
(статор) 2, в
обмотке которого

Ротор
(индуктор)
генератора
переменного
тока
с
внутренними
полюсами. На валу ротора
справа
показан
ротор
вспомогательной
машины,

Виды генераторов:

Турбогенератор – это генератор,
который приводится в действие
паровой или газовой турбиной.

Дизельагрегат
-
генерат
ор,
ротор
которог
о
вращает
ся от
двигате

Гидроге
нератор
вращает
гидроту
рбина.

Генератор переменного тока начала 20-го века сделанный в Будапеште,
Венгрия, в зале производства электроэнергии гидроэлектростанции
(фотография Прокудина-Горского, 1905-1915).

Автомобильный
генератор
переменного
тока. Приводной
ремень снят.

Широкое применение генераторов переменного тока:

Ни для кого не станет удивительным тот факт, что в наши дни популярность,
востребованность и спрос таких устройств, как электростанции и генераторы переменного
тока, достаточно высоки. Это объясняется, прежде всего, тем, что современное
генераторное оборудование имеет для нашего населения огромное значение. Помимо этого
необходимо добавить и то, что генераторы переменного тока нашли свое широкое
применение в самых различных сферах и областях.
Промышленные генераторы могут быть установлены в таких местах, как поликлиники и
детские сады, больницы и заведения общественного питания, морозильные склады и
многие другие места, требующие непрерывной подачи электрического тока. Обратите свое
внимание на то, что отсутствие электричества в больнице может привести непосредственно
к гибели человека. Именно поэтому в подобных местах генераторы должны быть
установлены обязательно.
Также довольно распространенным является явление использования генераторов
переменного тока и электростанций в местах проведения строительных работ. Это
позволяет строителям использовать необходимое им оборудование даже на тех участках,
где полностью отсутствует электрификация. Однако и этим дело не ограничилось.
Электростанции и генераторные установки были усовершенствованы и дальше. В
результате этого нам были предложены бытовые генераторы переменного тока, которые
вполне удачно можно было устанавливать для электрификации коттеджей и загородных
домов.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что современные генераторы переменного
тока имеют довольно широкую область применения. Кроме того они способны решить
большое количество важных проблем, связанных с некорректной работой электрической
сети, либо ее отсутствием.

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Борисовский агромеханический техникум»

  • Презентация к уроку по теме; Устройство и принцип работы автомобильного генератора.
  • по МДК 01 02 «Устройство, техническое обслуживание
  • и ремонт автомобилей»
  • Здоровцов Александр Николаевич
Устройство и принцип работы автомобильного генератора Генератор
  • - устройство, преобразующее механическую энергию, получаемую от двигателя, в электрическую. Вместе с регулятором напряжения он называется генераторной установкой. На современные автомобили устанавливаются генераторы переменного тока.
Требования, предъявляемые к генератору:
  • выходные параметры генератора должны быть таковы, чтобы в любых режимах движения автомобиля не происходил прогрессивный разряд аккумуляторной батареи;
  • напряжение в бортовой сети автомобиля, питаемой генератором, должно быть стабильно в широком диапазоне изменения частоты вращения и нагрузок.
Шкив
  • – служит для передачи механической энергии от двигателя к валу генератора посредством ремня
Корпус генератора
  • состоит из двух крышек: передняя (со стороны шкива) и задняя (со стороны контактных колец), предназначены для крепления статора, установки генератора на двигателе и размещения подшипников (опор) ротора. На задней крышке размещаются выпрямитель, щеточный узел, регулятор напряжения (если он встроенный) и внешние выводы для подключения к системе электрооборудования;
Ротор -
  • Ротор состоит
  • стальной вал с расположенными на нем двумя стальными втулками клювообразной формы. Между ними находится обмотка возбуждения, выводы которой соединены с контактными кольцами. Генераторы оборудованы преимущественно цилиндрическими медными контактными кольцами;
  • 1. вал ротора; 2. полюса ротора; 3. обмотка возбуждения; 4. контактные кольца.
Статор
  • Статор генератора
  • - пакет, набранный из стальных листов, имеющий форму трубы. В его пазах расположена трехфазная обмотка, в которой вырабатывается мощность генератора;
  • 1. обмотка статора; 2. выводы обмоток; 3. магнитопровод
Сборка с выпрямительными диодами
  • Сборка с выпрямительными диодами
  • - объединяет шесть мощных диодов, запрессованных по три в положительный и отрицательный теплоотводы;
  • 1. силовые диоды; 2. дополнительные диоды; 3. теплоотвод.
Регулятор напряжения
  • - устройство, поддерживающее напряжение бортовой сети автомобиля в заданных пределах при изменении электрической нагрузки, частоты вращения ротора генератора и температуры окружающей среды;
Щеточный узел
  • – съемная пластмассовая конструкция. В ней установлены подпружиненные щетки, контактирующие с кольцами ротора;
Устройство генератора Виды генераторов установленных на автомобилях
  • Бесконтактный генератор с возбуждением от постоянных магнитов.
  • Генератор переменного тока с клювообразным ротором и с контактными кольцами
  • Индукторный генератор переменного тока.
  • · а - модель генератора;
  • · б- ротор с постоянным магнитом NS и с шестью когтеобразными полюсами;
  • · в - шестиполюсный статор с тремя фазными обмотками, соединенными "звездой";
  • · NS- цилиндрический постоянный магнит с полюсами N и S;
  • · М - магнитопровод статора;
  • · R- магнитопровод ротора в виде когтеобразных наконечников из твердой стали;
  • · Ф- магнитный поток ротора;
  • · 8- воздушным зазор;
  • · Ф.- фазная обмотка статора;
  • · EФ- ЭДС, наведенная в фазной обмотке;
  • · w- круговая частота вращения ротора;
  • · 1. 2, 3, общ. - выводы фазных обмоток, соединенных "звездой".
Бесконтактный генератор с возбуждением от постоянных магнитов
  • вращающийся ротор - это постоянный магнит, а фазные обмотки - это катушки на неподвижном статоре. Такой генератор называется бесконтактным генератором переменного тока с возбуждением от постоянных магнитов. Он может быть однофазным или многомерным. Генератор прост по конструкции, надежен, не боится грязи, не требует электрического возбуждения, не имеет трущихся электроконтактов, срок службы определяется высыханием изоляции фазных обмоток. Но на современных легковых автомобилях генератор с возбуждением от постоянных магнитов не применяется из-за невозможности строго поддерживать в нем постоянное рабочее напряжение при изменении оборотов двигателя внутреннего сгорания
Генератор переменного тока с клювообразным ротором и с контактными кольцами
  • а - модель генератора; б - расчлененный ротор с катушкой возбуждения W„ и с шестью северными N и шестью южными S клювообразными полюсами постоянного электромагнита; в - упрощенная конструкция генератора;
  • 1 - магнитопровод М статора с фазными обмотками Wф
  • 2 - клювообразные полюсные наконечники ротора;
  • 3 - обмотка возбуждения Wв;
  • 4 - крыльчатка вентилятора;
  • 5 - приводной шкив;
  • 6 - магнитопровод R ротора;
  • 7 - корпусные крышки;
  • 8 - встроенный выпрямитель;
  • 9 - контактные кольца К;
  • 10 - щеткодержатель КЩМ со щетками.
Генератор переменного тока с клювообразным ротором и с контактными кольцам
  • Обмотка Wв своими выводами подключена к контактным кольцам К, которые в свою очередь через щетки КЩМ соединяются с внешней электрической цепью возбуждения. Таким способом к клювообразный ротор становится многополюсным постоянным электромагнитом, магнитодвижущая сила которого может легко регулироваться путем изменения тока возбуждения, что очень важно для автомобильных электрогенераторов.
  • Генератор с клювообразным ротором и с контактными кольцами имеет самое широкое применение на современных легковых автомобилях.
  • а - модель генератора;
  • б - схема соединения обмоток на однофазном статоре;
  • в - упрощенная конструкция генератора;
  • 1 - - паз ротора
  • ;2 - подшипник;
  • 3 - вал ротора;
  • 4 - полюс ротора
  • ;5 - корпус генератора; Wв, Wф - обмотки возбуждения и фазные.
Индукторный генератор переменного тока
  • Основным отличием этого генератора является то, что его вращающийся ротор - это пассивная магнитомягкая ферромасса, а обмотка возбуждения установлена на неподвижном статоре вместе с фазными обмотками. Для уменьшения магнитных потерь ферромасса ротора, как и статора, выполнена набором тонких пластин из электротехнической стали. Генератор является бесконтактным. Работа такого генератора основана на периодическом прерывании постоянного магнитного потока, статора, что при вращении ротора достигается периодическим изменением величины воздушного зазора между статором и ротором. Таким образом, индукторный генератор является синхронным и управляется по напряжению с помощью изменения тока возбуждения в статорной обмотке. В индукторном генераторе реализуется принцип получения ЭДС путем изменения магнитной проводимости в воздушном зазоре: при управлении величиной индукции магнитного поля статора. Соответствующим подбором конфигурации поверхности пассивного ротора и полюсных наконечников статора можно приблизить периодичность изменения магнитного потока к синусоидальному закону, что обеспечивает синусоидальную форму рабочему напряжению генератора.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
  • http://respektt.ru/foto/generator_ustroistvo.jpg
  • http://www.mlab.org.ua/articles/electric/59-electric-generator.html
  • http://www.domashniehitrosti.ru/generator4.html
  • Родичев В. А.: Грузовые автомобили. М.: Издательский центр «Академия», 2010-239с.

Класс: 11

Цели урока:

  • продолжить изучение темы переменный ток;
  • объяснить устройство и принцип действия трехэлектродной лампы, виды и типы генераторов переменного тока;
  • продолжить формирование естественнонаучных представлений по изучаемой теме;
  • создавать условия для формирования познавательного интереса, активности учащихся;
  • способствовать развитию конвергентного мышления;
  • формирование коммуникативного общения.

Оборудование: интерактивный комплекс SMART Board Notebook, на каждом столе лежит “Сборник по физике” Г.Н. Степановой.

Метод ведения урока : беседа с использованием интерактивного комплекса SMART Board Notebook.

План урока:

  1. Оргмомент
  2. Проверка знаний, их актуализация (методом фронтального опроса)
  3. Изучение нового материала (каркасом нового материала является презентация)
  4. Закрепление
  5. Рефлексия

Ход урока

Ламповый генератор

Выше было рассмотрено применение трехэлектродной лампы в электронном усилителе. Однако триоды широко применяют и в ламповых генераторах, которые служат для создания переменных токов различной частоты.

Простейшая схема лампового генератора приведена на рис. 192. Основными его элементами являются триод и колебательный контур. Для питания нити накала лампы используется батарея накала Бн. В цепь анода включена анодная батарея Бa и колебательный контур, состоящий из катушки индуктивности Lк и конденсатора Cк, Катушка Lc включена в цепь сетки и связана индуктивно с катушкой Lк колебательного контура. Если зарядить конденсатор, а затем замкнуть его на катушку индуктивности, то конденсатор будет периодически разряжаться и заряжаться, а в цепи колебательного контура возникнут затухающие электрические колебания тока и напряжения. Затухание колебаний вызвано потерями энергии в контуре. Для получения незатухающих колебаний переменного тока необходимо периодически с определенной частотой добавлять энергию в колебательный контур с помощью быстродействующего устройства. Таким устройством является триод. Если накалить катод лампы (см. рис. 192) и замкнуть анодную цепь, то в цепи анода появится электрический ток, который зарядит конденсатор Ск колебательного контура. Конденсатор, разряжаясь на катушку индуктивности Lк, вызовет в контуре затухающие колебания. Переменный ток, проходящий при этом через катушку Lк, индуктирует в катушке Lс переменное напряжение, воздействующее на сетку лампы и управляющее силой тока в цепи анода.

Когда на сетку лампы подается отрицательное напряжение, анодный ток в ней уменьшается. При положительном напряжении на сетке лампы в анодной цепи увеличивается ток. Если в этот момент на верхней пластине конденсатора Ск колебательного контура будет отрицательный заряд, то анодный ток (поток электронов) зарядит конденсатор и тем самым скомпенсирует потери энергии в контуре.

Процесс уменьшения и увеличения тока в анодной цепи лампы повторится во время каждого периода электрических колебаний в контуре.

Если при положительном напряжении на сетке лампы верхняя пластина конденсатора Ск заряжена положительным зарядом, то анодный ток (поток электронов) не увеличивает заряда конденсатора, а, наоборот, уменьшает его. При таком положении колебания в контуре не будут поддерживаться, а будут затухать. Чтобы этого не случилось, необходимо правильно включать концы катушек Lк и Lc и обеспечить этим своевременный заряд конденсатора. Если колебания в генераторе не возникают, то необходимо поменять местами концы одной из катушек.

Ламповый генератор является преобразователем энергии постоянного тока анодной батареи в энергию переменного тока, частота которого зависит от индуктивности катушки и емкости конденсатора, образующих колебательный контур. Нетрудно понять, что это преобразование в схеме генератора выполняет триод. Э. д. с., индуктируемая в катушке Lc током колебательного контура, периодически воздействует на сетку лампы и управляет анодным током, который в свою очередь с определенной частотой подзаряжает конденсатор, возмещая таким образом потери энергии в контуре. Такой процесс повторяется многократно в течение всего времени работы генератора.

Рассмотренный процесс возбуждения незатухающих колебаний в контуре называют самовозбуждением генератора, так как колебания в генераторе сами себя поддерживают.

Генераторы переменного тока

Электрический ток вырабатывается в генераторах - устройствах, преобразующих энергию того или иного вида в электрическую энергию. К генераторам относятся гальванические элементы, электростатические машины, термобатареи, солнечные батареи и т.п. Область применения каждого из перечисленных видов генераторов электроэнергии определяется их характеристиками. Так, электростатические машины создают высокую разность потенциалов, но неспособны создать в цепи сколько-нибудь значительную силу тока. Гальванические элементы могут дать большой ток, но продолжительность их действия невелика. Преобладающую роль в наше время играют электромеханические индукционные генераторы переменного тока. В этих генераторах механическая энергия превращается в электрическую. Их действие основано на явлении электромагнитной индукции. Такие генераторы имеют сравнительно простое устройство и позволяют получать большие токи при достаточно высоком напряжении.

В настоящее время имеется много типов индукционных генераторов. Но все они состоят из одних и тех же основных частей. Это, во-первых, электромагнит или постоянный магнит, создающий магнитное поле, и, во-вторых, обмотка, в которой индуцируется переменная ЭДС (в рассмотренной модели это вращающаяся рамка). Так как ЭДС, наводимые в последовательно соединенных витках, складываются, то амплитуда ЭДС индукции в рамке пропорциональна числу витков в ней. Она пропорциональна также амплитуде переменного магнитного потока Ф = BS через каждый виток. Для получения большого магнитного потока в генераторах применяют специальную магнитную систему, состоящую из двух сердечников, сделанных из электротехнической стали. Обмотки, создающие магнитное поле, размещены в пазах одного из сердечников, а обмотки, в которых индуцируется ЭДС, - в пазах другого. Один из сердечников (обычно внутренний) вместе со своей обмоткой вращается вокруг горизонтальной или вертикальной оси. Поэтому он называется ротором. Неподвижный сердечник с его обмоткой называют статором. Зазор между сердечниками статора и ротора делают как можно меньшим. Этим обеспечивается наибольшее значение потока магнитной индукции. В больших промышленных генераторах вращается электромагнит, который является ротором, в то время как обмотки, в которых наводится ЭДС, уложены в пазах статора и остаются неподвижными. Дело в том, что подводить ток к ротору или отводить его из обмотки ротора во внешнюю цепь приходиться при помощи скользящих контактов. Для этого ротор снабжается контактными кольцами, присоединенными к концам его обмотки. Неподвижные пластины - щетки - прижаты к кольцам и осуществляют связь обмотки ротора с внешней цепью. Сила тока в обмотках электромагнита, создающего магнитное поле, значительно меньше силы тока, отдаваемого генератором во внешнюю цепь. Поэтому генерируемый ток удобнее снимать с неподвижных обмоток, а через скользящие контакты подводить сравнительно слабый ток к вращающемуся электромагниту. Этот ток вырабатывается отдельным генератором постоянного тока (возбудителем), расположенным на том же валу. В маломощных генераторах магнитное поле создается вращающимся постоянным магнитом. В таком случае кольца и щетки вообще не нужны. Появление ЭДС в неподвижных обмотках статора объясняется возникновением в них вихревого электрического поля, порожденного изменением магнитного потока при вращении ротора.

Современный генератор электрического тока - это внушительное сооружение из медных проводов, изоляционных материалов и стальных конструкций. При размерах в несколько метров важнейшие детали генераторов изготовляются с точностью до миллиметра. Нигде в природе нет такого сочетания движущихся частей, которые могли бы порождать электрическую энергию столь же непрерывно и экономично.

Основные характеристики электротехнических материалов урок разработка презентация. Генератор переменного тока трансформатор производство передача и использование. Получение и передача переменного электрического тока Трансформатор. Устройства с постоянными магнитами для получения й электроэнергии. Получение электроэнергии при помощи генератора переменного тока. Доклад по дисциплине физика на тему применение трансформатором. Получение переменного тока с помощью индукционного генератора. Получение переменного тока с помощью индукционных генераторов. Генераторы переменного тока роль в производстве электроэнергии. Область применение промышленных генераторов переменного тока. Генераторы переменного тока и получения эдс переменного тока. Расчёт ЭДС в переменном магнитном поле.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ ГЕНЕРАТОРА Корпус (5) и передняя крышка генератора (2) служат опорами для подшипников (9 и 10), в которых вращается якорь (4). На обмотку возбуждения якоря напряжение от аккумулятора подается через щетки (7) и контактные кольца (11). Якорь приводится в движение посредством клинового ремня через шкив (1). При запуске двигателя, как только якорь начинает вращаться, создаваемое им электромагнитное поле индуцирует переменный электрический ток в обмотке статора (3). В выпрямительном блоке (6) этот ток становится постоянным. Далее ток через совмещенный с выпрямительным блоком регулятор напряжения поступает в электросеть автомобиля для питания системы зажигания, освещения и сигнализации, контрольно-измерительных приборов и др.

3 слайд

Описание слайда:

Общий вид автомобильного генератора переменного тока 1 и 19 – алюминиевые крышки; 2 – блок диодов выпрямителя; 3 –вентиль выпрямительного блока; 4 – винт крепления выпрямительного блока; 5 – контактные кольца; 6 и 18 – задний и передний шарикоподшипники; 7 – конденсатор; 8 – вал ротора; 9 и 10 – выводы; 11– вывод регулятора напряжения; 12 – регулятор напряжения; 13 – щетка; 14 – шпилька; 15 – шкив с вентилятором; 16 – полюсный наконечник ротора; 17 – дистанционная втулка; 20 – обмотка ротора; 21- статор; 22 – обмотка статора; 23 – полюсный наконечник ротора; 24 – буферная втулка; 25 – втулка; 26 – поджимная втулка

4 слайд

Описание слайда:

В основе работы генератора лежит эффект электромагнитной индукции. Современные автомобили используют трехфазные генераторы переменного тока. Генератор - самый активно нагруженный компонент электрики. Во время движения автомобиля частота оборотов вала генератора достигает 10-14 тысяч оборотов в минуту. Это самая большая скорость вращения среди всех узлов автомобиля, в 2-3 раза превышающая частоту оборотов двигателя. Срок службы у генератора примерно в два раза меньше, чем у двигателя: примерно 160 тыс.километров пробега. По своему конструктивному исполнению генераторные установки делят на - генераторы традиционной конструкции с вентилятором у приводного шкива и генераторы компактной конструкции с двумя вентиляторами во внутренней полости генератора. Генераторы бывают двух видов: генератор переменного тока (используется на большинстве легковых автомобилей) генератор постоянного тока (используется на большинстве автомобилей, работающих в автохозяйствах) Генератор переменного тока состоит из двух основных частей: статора с неподвижной обмоткой, в которой индуцируется переменный ток, и ротора, создающего подвижное магнитное поле, а также крышек, приводного шкива с вентилятором и встроенного выпрямительного блока.

5 слайд

Описание слайда:

Статор генератора 1 - сердечник, 2 - обмотка, 3 - пазовый клин, 4 - паз, 5 - вывод для соединения с выпрямителем

6 слайд

Описание слайда:

Схема обмотки статора генератора. А - петлевая распределенная отличается тем, что ее секции (или полусекции) выполнены в виде катушек с лобовыми соединениями по обоим сторонам пакета статора напротив друг друга; Б - волновая сосредоточенна, напоминает волну, т. к. ее лобовые соединения между сторонами секции расположены поочередно то с одной, то с другой стороны пакета статора; В - волновая распределенная. секция разбивается на две полусекции, исходящие из одного паза, причем одна полусекция исходит влево, другая направо. 1 фаза, 2 фаза, 3 фаза

7 слайд

Описание слайда:

Ротор автомобильного генератора. Особенностью автомобильных генераторов является вид полюсной системы ротора (рис.5). Она содержит две полюсные половины с выступами - полюсами клювообразной формы по шесть на каждой половине. Полюсные половины выполняются штамповкой и могут иметь выступы - полувтулки. В случае отсутствия выступов при напрессовке на вал между полюсными половинами устанавливается втулка с обмоткой возбуждения, намотанной на каркас, при этом намотка осуществляется после установки втулки внутрь каркаса. а - в сборе; б - полюсная система в разобранном виде; 1,3- полюсные половины; 2 - обмотка возбуждения; 4 - контактные кольца; 5 - вал

8 слайд

Описание слайда:

Щеточный узел - это пластмассовая конструкция, в которой размещаются щетки т.е. скользящие контакты. В автомобильных генераторах применяются щетки двух типов - меднографитные и электрографитные. Последние имеют повышенное падение напряжения в контакте с кольцом по сравнению с меднографитными, что неблагоприятно сказывается на выходных характеристиках генератора, однако они обеспечивают значительно меньший износ контактных колец. Щетки прижимаются к кольцам усилием пружин. Обычно щетки устанавливаются по радиусу контактных колец, но встречаются и так называемые реактивные щеткодержатели, где ось щеток образует угол с радиусом кольца в месте контакта щетки. Это уменьшает трение щетки в направляющих щеткодержателя и тем обеспечивается более надежный контакт щетки с кольцом. Часто щеткодержатель и регулятор напряжения образуют неразборный единый узел.

9 слайд

Описание слайда:

Система охлаждения генераторов Охлаждение генератора осуществляется одним или двумя вентиляторами, закрепленными на его валу. При этом у традиционной конструкции генераторов (рис. а) воздух засасывается центробежным вентилятором в крышку со стороны контактных колец. У генераторов, имеющих щеточный узел, регулятор напряжения и выпрямитель вне внутренней полости и защищенных кожухом, воздух засасывается через прорези этого кожуха, направляющие воздух в наиболее нагретые места - к выпрямителю и регулятору напряжения. На автомобилях с плотной компоновкой подкапотного пространства, в котором температура воздуха слишком велика, применяют генераторы со специальным кожухом (рис. б), закрепленным на задней крышке и снабженным патрубком со шлангом, через который в генератор поступает холодный и чистый забортный воздух. а - генераторы обычной конструкции; б - генераторы для повышенной температуры в подкапотном пространстве; в - генераторы компактной конструкции.

10 слайд

Описание слайда:

Привод генераторов Привод генераторов осуществляется от шкива коленчатого вала ременной передачей. Чем больше диаметр шкива на коленчатом валу и меньше диаметр шкива генератора (отношение диаметров называют передаточным отношением), тем выше обороты генератора, соответственно, он способен отдать потребителям больший ток. Привод клиновым ремнем не применяется для передаточных отношений больше 1,7-3. Прежде всего это связано с тем, что при малых диаметpax шкивов клиновой ремень усиленно изнашивается. На современных моделях, как правило, привод осуществляется поликлиновым ремнем. Благодаря большей гибкости он позволяет устанавливать на генераторе шкив малого диаметра и, следовательно, получать более высокие передаточные отношения, то есть использовать высокооборотные генераторы. Натяжение поликлинового ремня осуществляется, как правило, натяжными роликами при неподвижном генераторе.

11 слайд

Описание слайда:

Крепление генератора Генераторы крепятся в передней части двигателя болтами на специальных кронштейнах. Крепежные лапы и натяжная пружина генератора находятся на крышках. Если крепление осуществляется двумя лапами, то они расположены на обеих крышках, если лапа одна - она находится на передней крышке. В отверстии задней лапы (если крепежные лапы - две) обычно имеется дистанционная втулка, устраняющая зазор между кронштейном двигателя и посадочным местом лапы.

12 слайд

Описание слайда:

Регуляторы напряжения Регуляторы поддерживают напряжение генератора в определенных пределах для оптимальной работы электроприборов, включенных в бортовую сеть автомобиля. Все регуляторы напряжения имеют измерительные элементы, являющиеся датчиками напряжения, и исполнительные элементы, осуществляющие его регулирование. В вибрационных регуляторах измерительным и исполнительным элементом является электромагнитное реле. У контактно-транзисторных регуляторов электромагнитное реле находится в измерительной части, а электронные элементы - в исполнительной части. Эти два типа регуляторов в настоящее время полностью вытеснены электронными.

13 слайд

Описание слайда:

Основные неисправности генератора и способы их устранения Генератор не дает зарядного тока (амперметр показывает разрядный ток при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя) Пробуксовка приводного ремня Натянуть ремень, убедившись в исправности подшипников Зависание щеток Очистить щеткодержатель, щетки от грязи, проверить усилие щеточных пружин Подгорание контактных колец Зачистить и при необходимости проточить контактные кольца Обрыв цепи возбуждения Устранить обрыв цепи Задевание ротора за полюса статора Проверить подшипники, места посадки. Поврежденные детали заменить Неисправность регулятора напряжения Заменить регулятор напряжения Обрыв в цепи "генератор-аккумулятор" Устранить обрыв Генератор дает зарядный ток, но не обеспечивает хорошего заряда аккумуляторной батареи Плохой контакт "массы" генератора с "массой" регулятора напряжения Проверить целостность провода, идущего на "массу", и надежность контакта Срабатывание реле защиты регулятора напряжения из-за замыкания в цепи возбуждения генератора на "массу" Найти место замыкания и устранить неисправность Износ щеток Заменить щетки новыми Зависание щеток Очистить щеткодержатель, щетки от грязи Загрязнение и замасливание контактных колец Протереть кольца тканью, смоченной бензином Неисправность регулятора напряжения Проверить и при необходимости заменить регулятор напряжения Витковое замыкание или обрыв цепи одной из фаз статорной обмотки Неисправность (пробой) диодов выпрямительного блока Разобрать генератор, проверить состояние статорной обмотки (отсутствие обрыва и замыкания). Статор с неисправной обмоткой заменить Слабое натяжение ремня Отрегулировать натяжение ремня Повышенная шумность генератора Износ или разрушение подшипников Заменить подшипники Ослабление гайки шкива генератора Подтянуть гайку Износ посадочного места подшипника Заменить крышку генератора Межвитковое замыкание обмотки статора ("вой" генератора) Заменить статор

Цель: 1) Изучить генератор, его устройство,
принцип его работы.
2) Детальное рассмотрение принципов
работы и устройства автомобильного
генератора.
3) Выполнить письменную
экзаменационную работу в связи с
окончанием курса автослесаря.

История генератора:
Изобретателем автомобильного генератора в
той форме, в которой он устанавливается и в
наши дни, был немецкий инженер Роберт Бош.
В 1887 он разработал низковольтное магнето
для стационарных двигателей, а к 1902 году –
магнето высокого напряжения, которое стало
прообразом показанной им в 1906 году
«световой машины», то есть первого
автомобильного генератора постоянного тока.
Аббревиатура "АГС"
расшифровывается
"Автомобильные Генераторы и
Стартеры"

Генератор - устройство, преобразующее
механическую энергию, получаемую от
двигателя, в электрическую

ВИДЫ ГЕНЕРАТОРОВ
Генераторы
постоянного тока
(не применяют на
современных
автомобилях)
Генераторы
переменного
тока
(используют в
настоящее время)

ГЕНЕРАТОРЫ ПОСТОЯННОГО
ТОКА
На автомобилях выпуска до
1960-х годов (например ГАЗ51, ГАЗ-69, ГАЗ-М-20
«Победа» и многих других)
устанавливались генераторы
постоянного тока
ГЕНЕРАТОРЫ ПЕРЕМЕННОГО
ТОКА
Первая конструкция генераторов
переменного тока была
представлена фирмой «Невиль»,
США в 1946 году.
Применяются на автомобилях
ГАЗ-53, ВАЗ-2101, Москвич-2140
Генератор переменного тока мощнее
долговечнее, дешевле, чем
генераторы постоянного тока

Основне части автомобильного генератора:
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
Шкив
Корпус
Ротор
Статор
Сборка с выпрямительными диодами
Регулятор напряжения
Щёточный узел
Защитная крышка диодного модуля

Принцип работы автомобильного
генератора:
Когда в замке зажигания
поворачивается ключ, на обмотку
возбуждения поступает ток через
щёточный узел и контактные кольца. В
обмотке наводится магнитное поле.
Ротор генератора начинает двигаться
с вращением коленчатого вала.
Обмотки статора пронизываются
магнитным полем ротора. На выводах
обмоток статора возникает
переменное напряжение. С
достижением определённой частоты
вращения, обмотка возбуждения
запитывается непосредственно от
генератора, то есть, генератор
переходит в режим самовозбуждения.

Неисправности генератора:

Электрические неисправности:
Износ щёток;
Обрыв или нарушения
контакта электрических
цепей;
Замыкания между
витками обмотки ротора;
Выход из строя, хотя и не
часто, диодного моста или
регулятора напряжения.
Механические неисправности:
Износ подшипников;
Вибрирующий ротор;
Растяжение и обрыв ремня
привода генератора.

ВЫВОД:

Генератор - очень сложное устройство, поэтому важно бережно относиться
к нему. Постоянно следите за состоянием всех его деталей, а также за
степенью натяжения приводного ремня. Тогда автомобильный генератор
сможет прослужить максимально долго.